Муниципальные власти пользуются значительной местной автономией. Они наделены юрисдикцией по таким вопросам, как полиция, пожарная охрана, общественные работы, начальное образование, социальная помощь, сбор мусора и утилизация отходов, выдача разрешений на строительство, муниципальные налоги.
Делами коммуны управляет коммунальный Совет. Советники избираются всеобщими выборами каждые 6 лет. Из их числа избирается исполнительный орган. Коммунальный Совет заседает под председательством бургомистра или мэра, которые назначаются Королем по представлению Совета.
В Бельгии, также как во многих других странах, наблюдается процесс регионализации управления. Региональные институты были учреждены в 1980 году, и их положение было пересмотрено в 1988 году. Это три региона Фландрии (население 5.676.000), Валлонии (население 3.206.000) и Брюсселя (население 976.000). В соответствии со ст.4 Бельгийской Конституции от 7 февраля 1831 года Бельгия состоит из четырех лингвистических регионов: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель-столица и регион немецкого языка. Каждая коммуна Королевства является частью одного из лингвистических регионов. Границы четырех лингвистических регионов могут быть изменены или уточнены только законом, принятым большинством голосов в каждой лингвистической группе каждой из палат, при условии, что присутствует большинство каждой группы и общее число поданных голосов в обеих лингвистических группах достигает двух третей принявших участие в голосовании. Лишь в 1990 году в Бельгии предпринята попытка предоставления возможности региональным системам территориального управления участвовать в решении общенациональных вопросов через своих представителей в национальном парламенте.
Существуют совет Французского сообщества и совет Фламандского сообщества, называемый Фламандским советом. Каждый совет сообщества состоит из членов, избранных непосредственно в соответствующий совет региона или в совет сообщества. Члены советов избираются на пятилетний срок. Советы полностью обновляются каждые пять лет. Советы Французского и Фламандского сообществ регулируют декретом: вопросы культуры; образование, за исключением: a) определения начала и окончания обязательного школьного обучения; b) минимальных требований к выдаче дипломов; c) пенсионного режима для работников образования; сотрудничество между сообществами, а также международное сотрудничество. Регионам, кроме того, переданы функции контроля над местными органами. Однако, как свидетельствуют специалисты, это привело к снижению его эффективности.
4.2 Местное управление в Нидерландах
В Нидерландах существует 11 провинций, каждая из которых имеет право осуществлять собственное подзаконное правотворчество для проведения в жизнь своей местной политики. Администрацию в каждой провинции составляют провинциальный Совет и провинциальный исполнительный орган. Оба этих органа действуют под руководством Королевского комиссионера, назначаемого короной.
Провинциальные Советы избираются населением и назначают из своих членов провинциальные исполнительные органы, отвечающие за ежедневное управление в провинции. Провинциальный исполнительный аппарат выполняет задачу подготовки и исполнения решений провинциальных Советов и центрального правительства. Сейчас обсуждается реформа провинциальной структуры, ориентированная на увеличения числа провинций.
Как и провинции, муниципалитеты обладают автономией в осуществлении местного правотворчества и проведении местной политики. Администрация в каждом из более чем 700 муниципалитетов состоит из избираемого народом муниципального Совета и его исполнительного аппарата. Оба органа действуют под руководством бургомистра, назначаемого по рекомендации Короны комиссионером провинции после консультаций с советом. Бургомистр назначается на 6 лет ( после истечения срока полномочий он может быть назначен на следующий срок).
Каждый муниципальный Совет назначает из числа своих членов олдерменов (старейшин), число которых варьируется в зависимости от численности населения муниципалитета. Бургомистр и олдермены отвечают за ежедневное управление и за подготовку и проведение в жизнь решений Совета, центрального правительства или провинциальной администрации.
Все более возрастает число общественных задач, решаемых муниципалитетами, таких как локальные индустриальные проекты, жилье, общественный транспорт и охрана природы. Соответственно, муниципалитеты призываются формировать региональные органы, ведающие этими вопросами.
Концепция децентрализованного унитарного государства в Нидерландах, заложенная еще в конституции начала восемнадцатого века, предоставила действительно автономный статус местному управлению лишь на очень короткий срок. В последние четыре десятилетия усиление влияния исполнительной власти привело к такой ситуации, что местные власти функционируют в значительной степени как службы центрального правительства в местном сообществе.
Департаменты и министерства в Гааге принимают большинство важных политических решений, давая инструкции и финансовые ресурсы своим местным подразделениям. И только маленькая часть реальных полномочий проведения собственной политики сосредоточена в руках городских советов. В качестве главной причины существования такой опеки со стороны центральной власти можно назвать множественность системы муниципалитетов в Голландии, имеющих существенные различия в размерах, местных особенностях, объемах и сложности стоящих перед ними задач.
Тем не менее, некоторые важные изменения, касающиеся как центрального, так и местного звена управления, наблюдаются в Голландии в последнее время. Так, в местном управлении возрастают тенденции самоуправления, которое, как предполагается, может быть достигнуто не только путем пересмотра характера взаимоотношений с центральным уровнем, но также поиском новых форм сотрудничества с другими местными и региональными партнерами, равно как и с общественным и частным секторами, в решении вопросов местного значения.
Муниципалитеты имеют новые возможности выступать не в классической роли монопольных поставщиков услуг, но как координаторы и стимуляторы развития сети местных фирм, организаций, социальных групп и частных инициатив, т.е. играть новую роль в определении направлений социального развития.
4.3 Местное управление в Люксембурге
По действующей конституции (принята в 1868 г.) Люксембург является конституционной монархией. Глава государства - Великий Герцог, который утверждает законы, назначает чиновников на высшие государственные должности, является главнокомандующим вооруженными силами.
Базовая единица местного управления в Великом герцогстве Люксембург - общины. Община - это государство в миниатюре. Управляется община избираемым советом во главе с бургомистром, назначаемым Великим Герцогом, и по меньшей мере двумя олдерменами. Совет и бургомистр ведают бюджетом, решают, где строить местные дороги и как вести коммунальное хозяйство.
Общины (а их насчитывается свыше ста, со средней численностью населения в каждой 2905 человек) объединяются в 12 кантонов, которые сформированы в три округа. В каждом из округов действует назначаемый из центра комиссар округа, являющийся представителем министра внутренних дел. Главной целью данного уровня управления является связывание воедино первичного звена местного управления в стране - общины.
Принятый сравнительно недавно в Люксембурге новый Акт о местном управлении включил ряд положений, направленных на повышение самостоятельности местных органов. Так, этим актом принимаются меры по фактическому упразднению предварительного контроля со стороны центрального правительства и значительному сокращению последующего контроля, с предоставлением муниципалитетам права апеллировать в Государственный Совет в тех случаях, когда их действия (решения) отменяются или отказывается в одобрении.
Акт о местном управлении обеспечивает также проведение референдума как по инициативе местного совета, так и по инициативе жителей муниципалитета. На муниципалитеты также возложена новая обязанность по информационному обеспечению жителей.
В Люксембурге установлено обязательное требование учреждать консультативные комитеты, призванные представлять интересы иностранных жителей, в тех муниципалитетах, где иностранные жители составляют более 20% всего населения.
Заключение
Многие авторы и современные издательства занимаются изучением муниципального права наиболее популярных стран мира, но упускают из виду наиболее интересные «экземпляры». Цель моей курсовой была в первую очередь – доказать то, что многие «непопулярные» для издания книг по муниципальному праву страны достойны внимания. Будем надеяться, что все мною изученное и систематизированное повлияет на изменение положения в этой сфере таких стран и заинтересует многих авторов.
Список использованной литературы
1. Шишкина Н.Э. Местное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развития. – Иркутск, 1995, с. 113-115.
2. Стиг Ягерскьолд. Административное право. /В кн.: Введение в шведское право. – М., 1986, с.85.
3. Национальная ассоциация местных властей Дании. Местное управление и распределение задач между государством, муниципалитетами и округами.- В сб.:Местное самоуправление.- М., 1995, с.18.
4. Серен Хьортсе Кристенсен, Ким Ингеман Христенсен. Коммунальные услуги и муниципалитеты.- В сб.: Местное самоуправление, с.132-133.
5. http://www.countries.ru/belgia/belgconst.doc - конституция Бельгии
6. http://www.countries.ru/denmark/denkons.htm - конституция Дании
7. http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm - конституция Швейцарии
8. http://constitution.garant.ru/DOC_3864843.htm – Люксембурга
9. http://constitution.garant.ru/DOC_3864917.htm – конституция Швеции
10. Советский энциклопедический словарь.- М.,1982, с.128.
11. "Конституции государств Европейского союза". - М., 1999.