Смекни!
smekni.com

Семейно-правовое регулирование личных отношений супругов (стр. 3 из 10)

Главное здесь не в том, что гражданин одновременно состоит участником целого ряда семейных правоотношений. Как субъект гражданского права гражданин (гражданка) может состоять одновременно и в нескольких гражданских правоотношениях (например, купли-продажи, займа, имущественного найма, авторских), а как субъект трудового права — одновременно в нескольких трудовых правоотношениях (например, на основной работе и по совместительству). Главное в том, что все правоотношения складываются именно с учетом той роли, которую в них выполняет данное лицо. При этом от самого субъекта семейного правоотношения здесь ничего не зависит. В правоотношении, в котором он участвует в качестве отца, он не может выступать в роли, например, внука хотя бы и являлся внуком одновременно. Только в том специфическом качестве, в котором он связан с иным (или иными) субъектом, он и выступает в данном семейном правоотношении. А это сказывается на всем правоотношении в целом и на свойственной данному семейному правоотношению степени лично- доверительной близости субъектов и на максимальной предельности его продолжительности и на фактическом его составе.

Специфика субъектного состава семейного правоотношения — один из важных признаков семейного правоотношения, подчеркивающий его самобытный характер и природу.

Названные ранее признаки семейных правоотношений, налагают на субъектный состав определенные правила. Так, личнодоверительный характер семейного правоотношения по воспитанию требует стабильности субъектного состава на такой длительный период времени, в который осуществление целей правоотношения делается практически возможным.

В литературе указываются и характерные особенности субъектного состава, признаки и черты: неотчуждаемость прав и обязанностей, неразрывность их с личностью носителя, безвозмездность, обязательность их осуществления обладателем этих прав и в то же время невозможность их прекращения осуществлением прав и исполнением обязанностей. Указанные признаки характеризуют либо субъектов семейных правоотношений, либо субъективные права и обязанности участников семейных правоотношений.

Брачное правоотношение — одно из самых сложных в семейном праве. Как отмечает Ю.К. Толстой, многие из этих отношений вообще не регулируются правом[11].

Правовому регулированию брачных правоотношений посвящен раздел II Семейного кодекса РФ (права и обязанности супругов).

По своему содержанию оно является совокупностью разнообразных прав и обязанностей субъектов (супругов – мужчины и женщины): личных и имущественных.

К слову сказать, в советской юридической мысли в содержание семейных правоотношений включались:

- личные правоотношения;

- отношения по поводу общей совместной собственности;

- отношения по взаимному материальному содержанию.

Таким разнообразием прав и обязанностей не отличается никакое другое из семейных правоотношений.

В семейном праве правовые отношения между субъектами супругами (иначе - брачное правоотношение) — единственный вид правоотношения, который выделяется из других по тому значению, которое имеет в нем волевое начало обоих субъектов, именно обоих субъектов, поскольку волевое начало свойственно субъектам и иных брачно-семейных правоотношений. Как закреплено в ст.12 СК РФ[12], для заключения брака (то есть, вступления в брачные правоотношения) нужно добровольное согласие мужчины и женщины.

Понятие брачного правоотношения — синоним понятия «брак». Оно представляет собой совокупность прав и обязанностей, принимаемых мужчиной и женщиной в результате добровольного союза, заключенного в соответствии с требованиями закона, в установленном законом порядке и направленного на создание семьи.

Субъекты брачного правоотношения, как мы уже отметили — супруги. Это особый вид субъектов, имеющих свою специфическую правовую характеристику. Брачное правоотношение возникает с заключением, брака, то есть в соответствии со ст.10 СК РФ, с момента государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния.

Важно подчеркнуть, что не являются брачными «фактические брачные правоотношения». Только зарегистрированные в указанном выше порядке правоотношения порождают брачные права и обязанности для супругов.

Супруги в период пребывания в брачно-семейных отношениях сохраняют в полном объеме гражданскую правоспособность, и, соответственно, могут осуществлять любые гражданские права и обязанности, в том числе и по отношению друг к другу. Но в границах брака ряд имевшихся у супругов прав и обязанностей модифицируется, наряду с чем появляются новые права и обязанности. Именно этот факт позволяет говорить о возникновении между супругами брачных правоотношений с самостоятельным содержанием. Однако основные изменения в содержании брачного правоотношения приурочиваются к его возникновению (заключению брака) или прекращению. В то же время, изменения в рамках брачных правоотношений возможны и в период брака: взыскание алиментов, приобретение в общую собственность нового имущества и т.п.

Вступая в брак, супруги сразу же и одновременно приобретают всю совокупность прав и обязанностей, составляющих содержание брачных правоотношений.


Глава 2. Личные правоотношения в семье

2.1. Личные правоотношения права и обязанности супругов

Общеизвестным и не нуждаемся в особой аргументации является разнообразие и количество личных отношений между членами семьи, в том числе и между супругами. Дружба, любовь, взаимовыручка (готовность «стоять горой» за интересы семейного сообщества, забота о благе ближнего составляют содержание и сущность повседневной жизни супругов. Именно эти отношения принимаются в расчет при оценке брака как счастливого, удачного либо напротив, нестабильного, неудачного.

Занимая значительное место в супружеском союзе, оказывая решающее значение на природу и правовую регламентацию семейно-имущественных отношений, сами акты правовому воздействию не поддаются. Это обстоятельство единодушно отличают теоретики семейно-правовой доктрины как современные, так и дореволюционного периода, как отечественные, так и зарубежные[13].

Что касается личных отношений в русском государстве, то они прошли несколько этапов в своем историческом развитии.

В эпоху московского государства власть мужа над замужней женщиной была безгранична. Освобождению женщины много способствовал Петр I. Весь XVIII век отмечен развитием личных прав женщины. Однако вплоть до революции 1917 года занимала в семье неравные с мужем положение[14].

Главной личной обязанностью супругов, выкающей из брака, их совместное проживание. При любой перемене места жительства мужа жена была обязана следовать за ним (Т. X ст. 103 свода законов гражданских Российской империи). Обязанность жены жить вместе с мужем, будучи основанной на личной власти мужа, давала последнему право требовать в сущем порядке ее возвращения в семью. Более того, паспортная система дореволюционной России не предусматривала отдельного паспорта для замужней женщины. Отдельный паспорт она могла получить только с согласия мужа[15].

Закон возлагал на мужа обязанность «любить свою жену как собственное свое тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки, облегчать ее немощи» (ст. 106 свода законов). В свою очередь жена была обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома» (ст. 107)[16].

Жена не могла заключать сделки о личном найме (т.е. устройства на работу) без согласия мужа, поскольку считалось, что работа жены вне дома может «стеснять» права мужа.

Еще одна личная обязанность супругов закреплялась в законе - соблюдение супружеской верности. Если она не исполнялась, то закон расценивал прелюбодеяние как правонарушение. Санкции за него устанавливались 2-х видов: оскорбленный супруг мог возбудить против прелюбодеяния уголовное дело (об уголовном преследовании виновного либо обратиться в церковный суд (духовную консисторию). В первом случае в качестве наказания предусматривалось заключение либо в тюрьме либо в монастыре на срок от 4-х до 8-ми месяцев. Во втором можно было требовать развода[17].

С неравенством женщины в семейной жизни советская власть покончила в первые же месяцы после ее установления; в первых декретах и первом семейном кодексе (КЗА ГС) 1918 года[18].

В российской цивилистике господствовал постулат о невозможности внешнего вмешательства (закона, суда) в личные отношения супругов в силу их, глубокого интимной природы[19]. Это положение было воспринять наукой советского периода и современной.

Положения ст. 31 СК РФ 1996 года теоретически расценивают как декоративные, имеющие характер нравственной заповеди[20]. Такие нормы-декларации, как считает А.М. Антольская все же имеют правовую ценность:

· во-первых. В них отражена семейная политика государств;

· во-вторых, они являются эталонном поведения супругов в семье, следовательно оказывают воспитательное воздействие[21].