Подзаконные акты – акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и др.
Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органа государства.
Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.
1. От нормативных актах следует отличать акты ненормативные (исполнительно распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты.
Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1) Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов – акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия « ОАО Инвалид» - не нормативный акт. 2) возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ оп помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии – один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.
2. В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности на референдуме приняты некоторые конституции ( Франция 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы проводятся в Швейцарии . Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственный органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями – например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.
3. О терминологии.
Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова, но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу.
Помимо нормативно- правовых актов значительный теоретический практический интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо выделяют правовой обычай, прецедент и правовой договор. Правовой обычай представляет собой санкционированное правило поведения, сложившиеся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и неправовые обычаи, с одной, весьма существенной разницей. Первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечивают в случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечивают лишь общественным мнением.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, об обычаях действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны.
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же дел или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источник права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями – субъектами Федерации. Всегда – между государствами, образующими конфедерацию.
Вопрос 2
Субъекты семейных правоотношений
Субъектами семейных правоотношений являются действующие в них лица. Как уже отмечалось, такими лицами выступают лишь граждане. Другие субъекты права (юридические лица, государственные и муниципальные органы, а так же иные социальные образования) непосредственно в семейных отношениях не участвуют. В этой связи необходимо различать собственно семейные правоотношения и правоотношения, урегулированные нормами семейного законодательства, в том числе и нормами СК РФ. Семейные правоотношения в их точном значении – это попадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а так же между родственниками первой и второй степени родства. Естественно, участниками этих отношений могут быть лишь граждане.
Наряду с указанными отношениями, которые и составляют предмет семейного архива как подотрасли гражданского права, семейное законодательство регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. Так, ст. 109, 111 СК возлагает на администрацию организации по месту работы плательщика алиментов обязанности по удержанию алиментов из заработной платы или иного дохода плательщика и по сообщению судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, об увольнении плательщика, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно. Одним из участников возникающих при этом правоотношений становится юридическое лицо – работодатель плательщика алиментов.
Будучи единственно возможными участниками семейных правоотношений, граждане выступают в них в особом качестве, т.е. как родители, дети, супруги, усыновители, опекуны и т.д. При этом одно и то же лицо может быть одновременно связано множеством разных семейных правоотношений, выступая в одном из них в качестве внука, в другом – сына, в третьем – отца, в четвертом – супруга, в пятом – брата и т.д. В этих своих качествах граждане незаменимы, в силу чего всякое семейное правоотношение должно рассматриваться как уникальное по составу его участников. СК не содержит норм, специально посвященных правоспособности граждан в области семейного права. В сущности, в них нет необходимости, поскольку общее понятие гражданской правоспособности, закрепленное ст.17 ГК, в полной мере применимо в рассматриваемой сфере. Итак, семейную правоспособность можно определить, как способность граждан иметь семейные права и нести обязанности.
Будучи конкретным видом гражданской правоспособности, семейная правоспособность возникает у граждан уже в момент из рождения, сохраняется у них в течение всей жизни и прекращается только их смертью. Содержание семейной правоспособности составляют те права и обязанности, которыми граждане могут обладать в сфере семейных отношений. Большинство из них прямо закреплено действующим семейным законодательством: право вступление в брак и его прекращения, право родителей на общение с родителями и другими родственниками и т.д. Содержание семейной правоспособности не остается неизменным. Совершенно очевидно, что с момента рождения граждане не становится сразу обладателями всех правовых возможностей, составляющих состояние семейной правоспособности. Возможность обладания многими правами, в частности правами вступление в брак, на усыновление ребенка, и т.д., появляется у граждан лишь при наличии определенных психофизических качеств, в том числе с достижением ими предусмотренного законом возраста.
Ограничение семейной правоспособности подчиняется общему правилу, закрепленному ст. 22 ГК: никто не может быть ограничен в правоспособности как в случаях и порядке, установленных законом. СК указывает на ряд случаев, когда граждане лишаются тех правовых возможностей, которыми они обладали в рассматриваемой области до появления указанных в законе обстоятельств. Например, в соответствии со ст. 127 СК не могут быть усыновителями совершеннолетние лица обоего пола, если они признаны судом недееспособными или ограничено дееспособными, лишены по суду родительских прав и т.д.; согласно ст. 146 СК не назначаются опекунами (попечителями) хронические алкоголики или наркоманы, лица, отстраненные ранее от выполнения обязанностей опекунов, и т.д.
Любые сделки, направленные на ограничение семейной правоспособности, равно как и добровольный отказ гражданина от тех или иных правовых возможностей, образующих содержание семейной правоспособности, являются ничтожными (п.3ст.22ГК). Так, не будут иметь никакой юридической силы условия брачного договора, которые ограничивают правоспособность или дееспособность супругов, а также их право на обращение в суд за защитой своих прав (п.3ст.42СК).