При конкубинате мужчина и женщина желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям (например, сенатор и вольноотпущеница), либо имеют разное гражданство (например, перегрин и свободная римская гражданка). Значит, конкубинат есть тоже брак, но “незаконный”. При конкубинате жена не приобретала социального положения мужа, а дети, родившиеся от такого брака, не подпадали под власть отца (правда, в период империи стала возможной legitimatio – узаконение отцом детей, рожденных от конкубината).
В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой. Однако, женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей, и муж имел право убить ее. Как отмечается в литературе, брак без мужней власти (sinemanu) похож на конкубинат, но отличается от него намерением создать римскую семью, иметь и воспитывать детей.
Итак, конкубинат (естественный, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключить законный брак. В конкубинате рождались внебрачные дети (liberinaturales), которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассический период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.
Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком. По установлениям римского права, брак был единственным законным союзом между мужчиной и женщиной. Все другие союзы и все другие связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.
Упоминаемый уже закон o прелюбодеяниях (lexJuliadeadulteriis) запрещал stuprum, adulterium и incestum. Stuprum возникал при половых отношениях между свободным мужчиной и незамужней женщиной, до этого честной; adulterium был половой связью лиц, из которых хотя бы одно находилось в браке; инцестом называлась половая связь между родственниками, которым запрещалось вступать в брак. Случайные и временные половые связи с рабами, рабынями, блудницами и другими женщинами сомнительного поведения, как правило, не влекли за собой наказания. Конкубинат также воспринимался толерантно.
Все это вело к снижению уровня нравственности. Рационализм с эгоизмом подавляли здоровые основы брака, который перестает быть таинством, освящаемым религией или традицией, и становится зачастую лишь временным сожительством. Свобода от предначертаний природы оборачивалась ослаблением семейных уз.
Прекращение брака. Прекращение брака могло наступить либо независимо от воли супругов, либо по их воле. В любом случае брак прекращался по двум основаниям: за смертью одного из супругов; при утрате одним из них правоспособности. Если муж попадал в плен к неприятелю, а затем возвращался из плена, то супруги могли восстановить брак, но это был бы уже новый брак.
Во втором случае (по воле супругов) брак прекращался разводом. По цивильному праву инициативой развода, как отмечалось выше, обладал только муж. В конце республики ею обладала и жена: браки не только легко заключались, но и легко расторгались. Развод мог наступить как по взаимному согласию супругов, так и по инициативе одного из них. Требовалось формальное заявление о расторжении брака, которое могло быть направлено через вестника, в письме, лично объявлено супругу в присутствии семи свидетелей. Последняя процедура была установлена законом Августа о прелюбодеянии.
До поры до времени римское право стояло на почве свободы развода. Причем поводами к расторжению брака могли служить: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь, бесплодие жены.
В поздней империи развод по одностороннему заявлению допускался в случае нарушения одним из супругов супружеской верности, покушения на жизнь супруга и др. Развод по одностороннему заявлению без уважительной причины допускался, но сопровождался наложением штрафа. С утверждением христианства развод постепенно ограничивается, развод по обоюдному согласию запрещается. Устанавливается строгий перечень оснований к разводу: прелюбодеяние, покушение на жизнь супруга, сводничество, неспособность к деторождению, уход в монастырь одного из супругов. Внутрисемейные отношения поздней империи стали регулироваться церковным правом.
Укрепление семьи. В конце республиканского периода в связи с общим кризисом римского общества, сопровождавшимся резким падением нравов, частым становится распадение семей. Распространение получил конкубинат. Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легко расторжимым. Особенно в верхах римского общества наблюдалась непрочность браков, массовость разводов, сокращение рождаемости. Римские писатели иронически относились к беспрерывным разводам и непрочности брачных уз. Тертуллиан, например, уверял, что женщины выходят замуж для того лишь, чтобы развестись, а Сенека укорял женщин за то, что они календарные годы считают не по консулам, а по мужьям. Разумеется, и мужчины не отставали от женщин. Цезарь был женат четыре раза, Помпей – пять. В литературе встречается утверждение, будто бы "предельное упрощение порядка развода... содействовало перерождению взглядов на брак как на постоянный, в принципе – пожизненный союз мужчины и женщины". Не следует, однако, забывать: брак без мужней власти с предельно упрощенным порядком развода был известен в Риме с древнейших времен. Его широкое распространение в поздней республике – следствие, прежде всего, некоторых глyбинных процессов, развивавшихся в римском обществе, и, в частности, снижения уровня нравственности. В период поздней республики и ранней империи семейные узы ослабляются: свобода разводов способствовала падению нравов. Нестабильность брачных связей вынудила Августа урегулировать весь институт брачного права социальными законами, и в 18 году до н.э. император Август издает закон, карающий за прелюбодеяния (Juliadeadulteriis). Виновникам грозила ссылка на острова.
При императоре Юстиниане супруга, уличенная в прелюбодеянии, определялась в монастырь. Впрочем, муж в течение двух лет мог вернуть ее себе.
Государственная власть, столкнувшись с таким явлением, как нежелание супругов иметь детей, стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. В законном порядке все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, вдовцы того же возраста и все женщины, включая вдов от 25 до 50 лет, обязаны были состоять в браке и иметь детей. Не состоявшие в браке не могли ничего получать по завещанию. Состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли получить только половину наследства. Для того чтобы не считаться бездетными, мужчине достаточно было иметь одного ребенка, женщине – троих детей, вольноотпущеннице – четверых.
При Августе были предприняты уникальные для древности и Средневековья, представляющие особый интерес и в наше время меры, направленные на укрепление семьи. Так, была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Не состоявшие в браке и бездетные ограничивались в праве наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей.
Вместе с тем легализировалось сожительство лиц, которым брак запрещался (браки сенаторов с вольноотпущенниками). Получил некоторые черты законного брака конкубинат, в частности, за детьми от такого брака стали признавать некоторые права наследования. Сохранялось свободное расторжение брака, но, если брак расторгался без основательной причины, устанавливались имущественные санкции. При виновности мужа он терял предбрачный дар. Виноватая в разводе супруга лишалась приданого. Законодательные меры, принимавшиеся в поздней республике и ранней империи по укреплению семьи, были далеки от того, чтобы считаться "писаным разумом" и едва ли существенно повлияли на укрепление семейных устоев.
Отцовская власть (Patriapotestas).
Дети, даже достигнув взрослого возраста, считались находящимися под властью отца. Взрослый сын в области публичного права обладал равными с отцом правами, но в семейных отношениях его положение характеризовалось почти полным бесправием. Даже занимая магистратскую должность, сын находился под отцовской властью (patriapotestas).
Отцовская власть устанавливалась, по общему правилу, в силу рождения. Но она могла устанавливаться также в силу усыновления и узаконения. Суть усыновления: в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. В подавляющем большинстве случаев усыновлял мужчина; женщина усыновляла в виде исключения, когда она до усыновления имела детей, которых потеряла. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать лет.
Усыновление подразделялось на два вида: adrogatio и adoptio (Д.1.7.1.1).
Adrogatio устанавливалось над personasuijuris решением народного собрания или, позднее, императорским рескриптом.
Adoptio устанавливалось над personaalienijuris. Для этого достаточно было заявления перед судом с занесением его в протокол (Д.1.7.2).
От усыновления следует отличать узаконение (legitimatio) – признание законным ребенка, рожденного в браке с конкубиной, уравнение его в правах с рожденными в законном браке детьми, при этом устанавливается, естественно, и отцовская власть. Если усыновлять можно было только посторонних, то есть чужих детей, то узаконивать - только своих собственных.
В отношении детей patriapotestas прекращалась: за смертью домовладыки; если отец или подвластный лишались свободы, права римского гражданства; в силу акта освобождения (emancipatio) – сложного юридического акта в отношении проданного в рабство сына, а затем возвратившегося. Только после третьей продажи в рабство сын навсегда освобождался из-под власти отца. Продажа в рабство допускалась лишь за пределы Рима, а в пределах Рима допускалась только кабала. Глава семьи мог быть лишен отцовской власти, если он принуждал дочь к проституции или продавал новорожденного. Но в последнем случае он не нес такой ответственности, если продажа была вызвана крайней нуждой всего семейства.