Серийные убийцы ХХ века
Серийное преступление — это многоэпизодные преступные деяния (количество эпизодов не меньше трёх), совершаемых одним субъектом по неочевидным мотивам, в ходе которых объектом посягательств оказывается человек, ранее не знакомый субъекту, а время между эпизодами убийств превышает интервал, необходимый для эмоционального охлаждения субъекта после совершения деяния.
Классификация серийных убийц
По мотиву
«Властолюбцы» («охотники за властью») — основной мотив — утверждение своего превосходства над беспомощной жертвой, стремление компенсировать ощущение собственной неполноценности. Типичные убийцы-властолюбцы: Боб Берделла, Дэвид Берковиц
«Сластолюбцы» (гедонисты) — совершают убийства ради получения сексуального удовлетворения или удовольствия. Примеры: Джеффри Дамер, Джон Уэйн Гейси, Питер Сатклифф, Андрей Чикатило
«Визионеры» — психотичные (обычно страдающие шизофренией) убийцы с клиническим бредом и галлюцинациями. Классический пример — параноидный шизофреник Герберт Маллин, убивший в Калифорнии 13 человек ради того, чтобы предотвратить землетрясение. Так ему приказывали «голоса», которые он слышал.
«Миссионеры» — убийцы, считающие себя мстителями, очищающими общество от «грязи» — проституток, гомосексуалистов, евреев, «иностранцев» и т. д. Пример — Джо Франклин, Сергей Ряховский, Джозеф Кристофер.
Некоторые криминалистические школы рассматривают многоэпизодные убийства в качестве серийных только в том случае, если они были совершены по сексуальным мотивам (сексуальные убийства), поэтому не считают таких убийц, как, например, Дэвид Берковиц или Зодиак, «настоящими» серийными убийцами.
Обычно серийных убийц редко можно однозначно отнести к одному из типов. Например, Джека-Потрошителя можно считать «миссионером», воображающим, что он избавляет общество от проституток, но также и гедонистом, так как он явно получал удовольствие от убийств.
По методу
Организованные — серийные убийцы, у которых есть четкий план действий по выслеживанию и убийству жертвы. Если план дает осечку, они способны отложить его выполнение, то есть — держать свои желания под контролем. Стараются скрыть все улики, которые могут привести к их поимке. Носят «маску нормальности», имеют нормальный или даже выше среднего интеллект, относительно хорошо адаптированы в социуме, но имеют глубокие расстройства личности. Пример — Анатолий Сливко, Анатолий Оноприенко, Андрей Чикатило.
Дезорганизованные — убийцы обычно с наличием тяжелого психического заболевания или умственно отсталые. Специально не выслеживают свои жертвы, не «работают» с ними (не обольщают), убивают «первого встречного». Не стараются скрыть улики и труп.
Социально дезадаптированы, как правило, безработные или занимающиеся трудом, не требующим высокой квалификации и общения с людьми. Классический пример — Ричард Чейз.
Первый советский серийный убийца Владимир Ионесян
Владимир Михайлович Ионесян («Убийца из Мосгаза») (27 августа 1937 — 1 февраля 1964) — один из самых первых] советских серийных убийц. В декабре 1963 и январе 1964 убил в Москве и Иваново 5 человек.
Ионесян родился в Тбилиси 27 августа 1937 года. Его отец был осуждён на 7 лет тюрьмы за торговые махинации. В 1954 году закончил среднюю школу, в том же году был пойман за кражу и осуждён на 5 лет лишения свободы условно. В 1959 году за уклонение от воинской обязанности приговорен к двум с половиной годам тюрьмы. После отбытия наказания женился, завел ребёнка и переехал в Оренбург, где стал работать солистом в местном театре музыкальной комедии. Там он сошёлся с балериной Алевтиной Дмитриевой, ради неё бросил жену и ребёнка и в 1963 переехал с ней в Москву. В Москве он снял квартиру на 2-й Мещанской улице, возле Рижского вокзала. Однако денег ему не хватало и он решил добыть их грабежом.
Владимир Михайлович Ионесян | |
Прозвище | «Убийца из Мосгаза» |
Дата рождения: | 27 августа 1937(1937-08-27) |
Место рождения: | Тбилиси |
Гражданство: | СССР |
Дата смерти: | 1 февраля 1964(1964-02-01) (26 лет) |
Причина смерти: | Расстрел |
Наказание: | Смертная казнь |
Убийства | |
Количество жертв: | 5 |
Период убийств: | 1964—1965 |
Первое убийство
Первое убийство Ионесян совершил 20 декабря 1963 года в доме на Балтийской улице, в районе Сокола. Под видом работника Мосгаза он прошелся по нескольким квартирам, в которых под предлогом профилактического осмотра он высмотрел наиболее удобную жертву. Ею оказался 12-летний Константин Соболев. Убедившись, что дома никого нет, Ионесян нанёс мальчику топором[источник не указан 53 дня] большое количество рубленых ран (по другим сведениям, убийство было совершено ножом[источник не указан 53 дня]). Убив ребёнка, Ионесян забрал детский свитер, шестьдесят рублей, флакон одеколона «Шипр» и пляжные очки.
Опросив жильцов дома, милиция смогла составить портрет убийцы. Для воссоздания внешности преступника даже обращались за помощью к художнику Науму Карповскому и известному скульптору и антропологу Михаилу Герасимову.
Убийства в Иваново
25 декабря 1963 года Ионесян вместе с Дмитриевой приехал в Иваново, где совершил сразу два убийства. Продолжая представляться работником газового хозяйства, он проникал в квартиры и выискивал жертв. В квартире на улице Калинина он убил топором 12-летнего Михаила Кулешова, унес пиджак, кофту, две авторучки и несколько облигаций. В другой квартире на Октябрьской улице он убил 74-летнюю женщину и взял из её квартиры карманный фонарик и 70 копеек. Вернувшись на улицу Калинина, он снова стал обходить квартиры. В одной из них изнасиловал 15-летнюю Галину Петропавловскую и нанёс ей девять ударов топором по голове. Забрал свитер, кофту, пуховый платок и 90 рублей. Девочка выжила и смогла описать внешность Ионесяна.
В тот же вечер Ионесян и Дмитриева бежали из Иванова (он говорил ей, будто выполняет «правительственное задание» и боится, что их могут убить). Они прошли в сторону Москвы пешком 10 км и только потом сели на автобус.
После убийств в Иваново делу «убийцы из Мосгаза» придали статус особо важного, его взяли под личный контроль министр охраны общественного порядка (так тогда называлось МВД) и заместитель председателя совета министров Алексей Косыгин. Ходом дела интересовался даже сам Никита Хрущёв.
Четвертое убийство
28 декабря в Москве, в квартире на Ленинградском проспекте Ионесян убил 11-летнего Александра Лисовца. Когда Ионесян нанёс ему удар топором, мальчик побежал в туалет и попытался там закрыться, но убийца сумел догнать его и убил в туалете. Ионесян ничего не взял из квартиры: дверь в комнату, где стоял шкаф, была заперта на ключ и взломать её он не смог.
Последнее убийство
Последнее своё убийство Ионесян совершил 8 января 1964 года в квартире на Шереметьевской улице, в районе Марьиной рощи. Жертвой стала 46-летняя Мария Ермакова, которой он представился на этот раз работником ЖЭКа. Ионесян нанёс ей почти двадцать ударов топором. Из её квартиры пропало пять мотков пряжи, три пары носков, кошелек, 30 рублей, настольные часы «Мир» и телевизор «Старт-3».
Арест
Несколько жителей Марьиной рощи сообщили милиции, что видели, как в день убийства молодой человек южной внешности с завернутым в простыню телевизором уехал с Шереметьевской улицы на грузовой машине. Участковый уполномоченный Малышев также видел это и запомнил первые две цифры самосвала — 96. Сыщики быстро установили полный номер машины — МОЖ 96-26. У водителя узнали, что он действительно подвозил мужчину кавказской внешности и высадил его на углу улиц Трифоновская и 2-я Мещанская.
Одна женщина, проживавшая на улице Щепкина, сообщила, что у её соседки живёт племянница с мужем, что он похож на кавказца и недавно принёс телевизор, который тут же продал жильцу из соседнего дома. Проверив жильца, милиция выяснила, что это был тот самый телевизор, который пропал из квартиры Ермаковой. На квартире Ионесяна устроили засаду, но вместо самого убийцы задержали Алевтину Дмитриеву, которая сказала сыщикам, что Ионесян, оказывается… работает в КГБ и выполняет секретное задание! Скорейшая проверка, которой руководил тогдашний председатель КГБ Владимир Семичастный, показала, что Владимир Ионесян в КГБ не числится. Дмитриеву посадили в одиночную камеру. Она созналась, что её сожитель отправился в Казань, куда через некоторое время должна была приехать и она. На вокзале её должен был встречать Ионесян. В качестве приманки вместо Дмитриевой в Казань отправили загримированную сотрудницу МУРа.
Задержанием Ионесяна руководил лично министр внутренних дел Татарской АССР. 12 января 1964 года без каких-либо трудностей убийцу из Мосгаза арестовали прямо на перроне казанского вокзала.
Суд и приговор
Процесс Ионесяна был недолгим. 30 января 1964 года Верховный суд СССР вынес приговор: смертная казнь. Прошение о помиловании было тут же отклонено, и уже 1 февраля Владимир Ионесян был расстрелян.
Алевтину Дмитриеву приговорили к 15 годам лишения свободы. Впоследствии приговор был пересмотрен, и в 1972 году она была освобождена.
Серийный убийца Борис Серебряков
Широко известен московский серийный убийца 1960-х годов Владимир Ионесян, но почти не известным остаётся герой данной статьи, который в конце того же десятилетия и начале следующего действовал как спустя почти 30 лет Оноприенко — врывался в частные дома и убивал целые семьи! Но другим способом и по другим мотивам.
Впоследствии одну газетную статью о нём назвали «Человек, который боялся живых женщин».
Борис Ефимович Серебряков родился 18 августа 1941 года в Чечено-Ингушской АССР в городе Малгобек. Обладал смешанной русско-восточной внешностью, худощавым телосложением и буйным характером — в пьяном виде поднимал руку на случайных людей в общественных местах (за что неоднократно задерживался милицией), на коллег по работе (работал Серебряков на Куйбышевском заводе кабелей связи), на своих родственников и даже на родную мать. Жил он в Куйбышеве (нынешняя Самара) в комнате общежития. Соверщал преступления различной тяжести — покушение на жизнь народного дружинника, кражи со взломом, поджоги (как известно, другие будущие маньяки до начала основной деятельности также «баловались» поджогами) и попытки изнасилований с проникновением в чужое жилище. В сентябре 1967 года пытался изнасиловать находившуюся на рабочем месте дежурную диспетчерской станции, ворвавшись к ней раздетым догола и с ножом в руке. Женщина отделалась двумя порезами, а Серебряков испугался сопротивления и убежал. Убегал он и в других случаях при сопротивлении со стороны жертв, при появлении их мужей или других свидетелей. Пока наконец не выработал удобную манеру действий.