Гипотеза Дирака, недоверчиво воспринимавшаяся большинством физиков, была блестяще подтверждена в 1932 г. К. Андерсоном (американский физик (р. 1905); Нобелевская премия 1936 г.), обнаружившим позитрон в составе космического излучения. Существование позитронов было доказано наблюдением их треков в камере Вильсона, помещенной в магнитном поле. Эти частицы в камере отклонялись так, как отклоняется движущийся положительный заряд. Опыты показали, что позитрон +0е — частица с массой покоя, в точности равной массе покоя электрона, и спином 1/2 (в единицах h ), несущая положительный электрический заряд +е.
Жолио-Кюри — Фредерик (1900—1958) и Ирен (1897—1956), — бомбардируя раз личные ядра α-частицами (1934), обнаружили искусственнорадиоактивные ядра (см. § 255), испытывающие β¯-распад, а реакции на В, А1 и Mg привели к искусственно-радиоактивным ядрам, претерпевающим β+-распад, или позтьолнный распад:
(Нобелевская премия 1956 г.) Наличие в этих реакциях позитронов доказано при изучении их треков в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле.
Таким образом, в экспериментах Жолио-Кюри, с одной стороны, открыта искусственная радиоактивность, а с другой — впервые обнаружен позитронный радиоактивный распад.
Энергетический β+-спектр, как и β¯-спектр (см. § 258), непрерывен. β+Распад подчиняется следующему правилу смещения:
Процесс β+-распада протекает так, как если бы один из протонов ядра превратился в нейтрон, испустив при этом позитрон и нейтрино:
(263.1)
причем одновременный выброс нейтрино вытекает из тех же соображений, которые излагались при обсуждении β¯-распада (см. § 258). Так как масса покоя протона меньше, чем у нейтрона, то реакция (263.1) для свободного протона наблюдаться не может. Однако для протона, связанного в ядре благодаря ядерному взаимодействию частиц, эта реакция оказывается энергетически возможной.
Вскоре после опытов К. Андерсона, а также обоснования β+- распада было установлено, что позитроны могут рождаться при взаимодействии у-квантов большой энергии (Еγ > 1,02 МэВ = 2mec 2) с веществом (см. также § 259). Этот процесс идет по схеме
Электронно-позитронные пары были действительно обнаружены в помещенной в магнитное поле камере Вильсона, в которой электрон и позитрон, имеющие проти воположные по знаку заряды, отклонялись в противоположные стороны.
Для выполнения соотношения (263.2) помимо выполнения законов сохранения энергии и импульса необходимо, чтобы фотон обладал целым спином, равным 0 или 1, поскольку спины электрона и позитрона равны ½. Ряд экспериментов и теоретических выкладок привели к выводу, что спин фотона действительно равен 1 (в единицах h ).
При столкновении позитрона с электроном происходит их аннигиляция:
(263.3)
в ее процессе электронно-позитронная пара превращается в два γ-кванта, причем энергия пары переходит в энергию фотонов. Появление в этом процессе двух γ-квантов следует из закона сохранения импульса и энергии. Реакция (263.3) подтверждена прямыми экспериментами под руководством российского ученого Л. А. Арцимовича (1909—1973). Процессы (263.2) и (263.3) — процессы возникновения и превращения электронно-позитронных пар — являются примером взаимосвязи различных форм материи: в этих процессах материя в форме вещества превращается в материю в форме электромагнитного поля, и наоборот.
Для многих ядер превращение протона в нейтрон, помимо описанного процесса (263.1), происходит посредством электронного захвата, или е-захвата, при котором ядро спонтанно захватывает электрон с одной из внутренних оболочек атома (К, L и т. д.), испуская нейтрино:
Необходимость появления нейтрино вытекает из закона сохранения спина. Схема е-захвата:
т. е. один из протонов ядра превращается в нейтрон, заряд ядра убывает
на единицу и оно смещается влево так же, как и при позитронием распаде.
Электронный захват обнаруживается по сопровождающему его характеристическому рентгеновскому излучению, возникающему при заполнении образовавшихся вакансий в электронной оболочке атома (именно так е-захват и был открыт в 1937 г.). При е-захвате, кроме нейтрино, никакие другие частицы не вылетают, т. е. вся энергия распада уносится нейтрино. В этом е-захват (часто его называют третьим видом β-распада) существенно отличается от β± распадов, при которых вылетают две частицы, между которыми и распределяется энергия распада. Примером электронного захвата может служить превращение радиоактивного ядра бериллия 74Be в стабильное ядро 73Li:
§ 264. ОТКРЫТИЕ НЕЙТРОНА. ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ ПОД
ДЕЙСТВИЕМ НЕЙТРОНОВ
Нейтроны, являясь электрически нейтральными частицами, не испытывают кулоновского отталкивания и поэтому легко проникают в ядра и вызывают разнообразные ядерные превращения. Изучение ядерных реакций под действием нейтронов не только сыграло огромную роль в развитии ядерной физики, но и привело к появлению ядерных реакторов (см. § 267).
Краткая история открытия нейтрона такова. Немецкие физики В. Боте (1891—1957) и Г. Беккер в 1930 г., облучая рад элементов, в частности ядра бериллия, α-частицами, обнаружили возникновение излучения очень большой проникающей способности. Так как сильно проникающими могут быть только нейтральные частицы, то было высказано предположение, что обнаруженное излучение — жесткие γ-лучи с энергией примерно 7 МэВ (энергия рассчитана по поглощению). Дальнейшие эксперименты (Ирен и Фредерик Жолио-Кюри, 1931 г.) показали, что обнаруженное излучение, взаимодействуя с водородосодержащими соединениями, например парафином, выбивает протоны с пробегами примерно 26 см. Из расчетов следовало, что для получения протонов с такими пробегами предполагаемые γ-кванты должны были обладать фантастической по тем временам энергией 50 МэВ вместо расчетных 7 МэВ!
Пытаясь найти объяснение описанным экспериментам, английский физик
Д. Чэдвик (1891—1974) предположил (1932), а впоследствии доказал, что новое проникающее излучение представляет собой не γ-кванты, а поток тяжелых нейтральных частиц, названных им нейтронам. Таким образом, нейтроны были обнаружены в следующей ядерной реакции:
Эта реакция не является единственной, ведущей к выбрасыванию из ядер нейтронов (например, нейтроны возникают в реакциях 73Li (α, n) 105В и 105В (α, n) 147N).
Характер ядерных реакций под действием нейтронов зависит от их скорости (энергии). В зависимости от энергии нейтроны условно делят на две группы: медленные и быстрые. Область энергий медленных нейтронов включает в себя область ультрахолодных (с энергией до 10- 7 эВ), очень холодных
(10- 7 — 10-4 эВ), холодных (10- 4 — 10- 3 эВ), тепловых (10- 3 — 0,5 эВ) и резонансных (0,5 — 104 эВ) нейтронов. Ко второй группе можно отнести быстрые
(104 — 108 эВ), высокоэнергетнчные (108 — 1010 эВ) и релятивистские (≥1010 эВ) нейтроны.
Замедлить нейтроны можно пропуская их через какое-либо вещество, содержащее водород (например, парафин, вода). Проходя через такие вещества, быстрые нейтроны испытывают рассеяние на ядрах и замедляются до тех пор, пока их энергия не станет равной, например, энергии теплового движения атомов вещества замедлителя, т. е. равной приблизительно kT.
Медленные нейтроны эффективны для возбуждения ядерных реакций, так как они относительно долго находятся вблизи атомного ядра. Благодаря этому вероятность захвата нейтрона ядром становится довольно большой. Однако энергия медленных нейтронов мала, потому они не могут вызывать, например, неупругое рассеяние. Для медленных нейтронов характерны упругое рассеяние на ядрах (реакция типа (n, n)) и радиационный захват (реакция типа (n, γ)). Реакция (n, γ) приводит к образованию нового изотопа исходного вещества:
напримерЧасто в результате (n, γ)-реакции образуются искусственные радиоактивные изотопы, дающие, как правило, β¯ -распад. Например, в результате реакции
образуется радиоактивный изотоп 3215P, претерпевающий β¯-распад с образованием, стабильного изотопа серы:
Под действием медленных нейтронов на некоторых легких ядрах наблюдаются также реакции захвата нейтронов с испусканием заряженных частиц — протонов и α-частиц (под действием тепловых нейтронов):
(используется для обнаружения нейтронов) или