Следует подчеркнуть, что для выполнения всех потребностей общества государственные структуры во многом используют неадекватные для решения этой задачи механизмы системы управления. Организация взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с частным сектором и общественностью требует реорганизации или реформирования системы государственного управления. Таким образом, главной целью реформирования системы государственного управления является стратегическое повышение его эффективности.
Анализ научной литературы, существующей практики и современных общественно-социальных тенденций позволяет выделить несколько аспектов построения эффективной системы государственного управления.
Во-первых, на современном этапе развития к системе государственного управления предъявляются высокие требования с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом понимании демократичности присутствуют два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действенностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.
Во-вторых, государство только в том случае может считаться адекватной формой выражения общественных интересов, если оно посредством системы государственных органов, государственных служащих и иных участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовых и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями, силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворение запросов граждан.
В-третьих, при анализе взаимосвязей государства и общества следует также учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в постоянной динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация. Это обусловливает динамично меняющиеся потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым: оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.
В-четвертых, особая роль в системе государственного управления принадлежит широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей - с другой.
В-пятых, государственное управление должно быть социально эффективным, не «спешащим следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества [9, c.281-282].
Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные критерии эффективности современной системы государственного управления.
Первое: децентрализация, то есть делегирование полномочий на низшие уровни управления, для достижения большей гибкости в решении общественных целей и усовершенствования системы управления ресурсами.
Децентрализация - наиболее часто встречающееся направление реформирования системы государственного управления. Данное направление характерно для большинства стран с демократической системой правления, поскольку предоставление большей свободы в принятии решений является важным фактором улучшения работы государственного сектора. Необходимость в осуществлении децентрализации обусловлена нерешенностью ряда вопросов на местах, которые оказывают решающее влияние на социальное самочувствие местного населения. Неудовлетворенность в этой сфере приводит к тому, что положительные результаты проведенных реформ в целом остаются не замеченными населением на местах. Поэтому вопросы децентрализации власти и введения института местного самоуправления с каждым днем все больше политизируются, вовлекая в свою орбиту политические партии, общественные движения и активную часть населения страны [11, c.31].
Второе: эффективная бюджетная децентрализация.
Безусловно, что многие отношения в сфере государственного управления возможны лишь в случае их подкрепления требуемой для их существования экономической базой. Именно за счет воздействия на распределение доходов в обществе органы государственной власти могут воздействовать и на другие общественные подсистемы, реально осуществляя управление общественным развитием.
Таким образом, объективно бюджет государственного управления является одним из наиболее важных и действенных рычагов государственной политики. Следовательно, основным направлением реформирования системы государственного управления является бюджетная децентрализация.
Управление бюджетными доходами и расходами позволяет органам государственной власти ощутимо влиять на развитие социально-экономической ситуации на подведомственной территории. Чем значительнее и прочнее бюджетная база государственного управления и местного самоуправления, тем в большей степени они способны осуществлять свою деятельность эффективно.
Третье: наличие эффективной системы взаимодействия органов местного управления и самоуправления.
С переходом к демократии и свободному рынку изменяются и функции всех уровней власти. С одной стороны, органы власти теперь выполняют функции, которые не существовали в течение советского времени (например, рациональное регулирование рынков и защита прав личности). С другой стороны, органы власти передают многие из своих обязанностей частному сектору и гражданскому обществу [15, c.207].
Эффективность государственного управления - это проблема не только технологического характера, она многоаспектна и многогранна. В числе прочего эта проблема имеет исторический подтекст. То есть неэффективное государственное управление является следствием того общественного устройства, которое не способно включить в активные социальные механизмы большинство людей. Зарубежный опыт показывает, что одной из существенных причин неэффективности государственного управления является отсутствие включенности большой массы людей в экономическую, политическую, социальную жизнь, что проецируется на всю социальную действительность. Основным механизмом включения общества в управленческие процессы является развитая система местного самоуправления [8, c.119].
2. Современное состояние государственного управления Германии
Для характеристики особой структуры государственного управления в Германии уже в ранние времена внедрилось понятие «канцлерская демократия». Оно верно выражает то, что политическим центром закрепленного Основным Законом Федеративной Республики Германия демократического строя является глава правительства - федеральный канцлер.
Парламент ФРГ, благодаря избранию федерального канцлера, является органом, создающим верхушку федерального правительства. Конструкция исполнительной власти в ФРГ целиком ориентирована на федерального канцлера.
Основной Закон ФРГ признает федерального канцлера главой правительства. Хотя в его статье 62 сказано: федеральное правительство состоит из федерального канцлера и федеральных министров (что подчеркивает кабинетный характер этого правительства), другие положения конституции обеспечивают главе правительства такое определяющее влияние, что канцлер отнюдь не является в нем только «первым среди равных», а выполняет ряд важных государственных функций [3, c.42].
Формальная структура федерального правительства представляет собой смешение трех принципов: во-первых - принципа канцлерства, во-вторых - ведомственного принципа и, в-третьих - принципа коллегиальности. В зависимости от индивидуальной способности к руководству и авторитета самого главы правительства принцип канцлерства может быть фактически слабее или сильнее. С правовой точки зрения канцлер в рамках директив политики ограничен тем, что каждый министр руководит своей сферой деятельности самостоятельно и сам несет за нее ответственность. Канцлер не может поэтому в обход министра давать чиновникам министерств прямых указаний, не может «править внутри министерств». Если возникают разногласия между министрами, их разрешает не единолично канцлер, а весь кабинет. Насколько сильно на практике действует этот принцип коллегиальности (совместное обсуждение и голосование в кабинете по всем важным вопросам), зависит полностью от руководящей роли федерального канцлера [4, c.71].