а) основные принципы отношений человека и государства; б) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.
Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ1.
2.Институт конституционных основ прав, свобод и обязанностей человека игражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
а) гражданство; б) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации; в) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; г) гарантии реализации прав и свобод.
3.Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).
Круг субъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
Нормы этого института включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства2.
4. Институт системы органов государственной власти и системы местного самоуправления.Структура института включает следующие части:
а) Президент; б) Федеральное Собрание; в) Правительство; г) конституционно-правовые основы организации судебной власти; д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов; е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления; ж) избирательная система.
На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.
Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
5. Институт Конституции. Конституция – самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве (Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации), непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции2. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.
Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуются особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.
Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма.
Норма права является основной «клеточкой», как всего права, так и любой его отрасли, в том числе и конституционного права.
Правила поведения, установленные правовой нормой, характеризуются такими чертами, как: 1) обязательность для каждого, кто оказывается в сфере ее действий; 2) формальная определенность: а) внешне выражаются в письменной форме в официальных документах; б) внутренняя определенность прав и обязанностей; 3) гарантия государства, т.е. возможность государственного принуждения в случаях их нарушения.
Любая юридическая норма имеет свою структуру, в том числе и конституционно-правовые нормы. Из теории государства и права известно, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Норма конституционного права может быть реализована в конкретных отношениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных в ее гипотезе. В качестве примера можно привести ч. 1 ст. 56 Конституции РФ, в которой четко сформулирована гипотеза: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия»1.
Следовательно, в гипотезе содержится условие или условия, при которых возникают, изменяются или прекращаются права или обязанности участников общественных отношений.
Под диспозицией понимается та часть нормы права, которая содержит само правило поведения, т.е. формулирует права и обязанности участников конкретных общественных отношений, урегулированных нормой права.
Третьим элементом правовой нормы является санкция, под которой понимается закрепленное в норме права указание на неблагоприятные последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписания правовой нормы.
Для норм конституционного права характерны правовосстановительные санкции.
Долгое время считалось, что конституционно-правовая санкция не является обязательным, конститутивным признаком конституционно-правовой нормы.
Так, В.А. Виноградов пишет: «Действительно, не все конституционно-правовые нормы (как и нормы других отраслей) полностью соответствуют теоретической модели, которая исходит из того, что понятие «санкция» связано с так называемой «логической структурой» правовой нормы. Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкции в качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это следует считать скорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимой закономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования».
Что же касается нормы права и, в частности, нормы конституционного права, то она, а точнее, ее структурные элементы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта. Например, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ записано: «Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам…»[2]. Это – диспозиция конституционно-правовой нормы, а санкция за нарушение данного предписания предусмотрена, в частности, в части 6 ст. 125 Конституции РФ, которая гласит: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу»[3].
Следует признать, что в нормах конституционного права гипотеза далеко не всегда находит внешнее выражение в том или ином нормативном акте.
Если гипотеза правовой нормы может конструироваться, вычленяться в результате мыслительного процесса, то санкция должна непременно присутствовать в норме конституционного права и быть закрепленной, выраженной в нормативном акте.