Смекни!
smekni.com

Система личных неимущественных прав (стр. 4 из 19)

Иные ограничения конституционных прав граждан могут быть введены только федеральным законом в строго определенных целях, и ограничение их законами субъекта Федерации не допускается. Таким образом, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с действующим законодательством и признал личное неимущественное право Саркисяна на свободу выбора места жительства[40].

Признание права — средство его защиты в тех случаях, когда оно ограничивается действиями другого лица.

Признание факта или признание права ведут к тому, что личное неимущественное право может быть защищено, если оно нарушено либо нарушение может состояться в будущем. В отличие от оспаривания факта и права другие действия ведут к тому, что права нарушаются уже в момент совершения действий. Следствием этого является возможность предъявления требования о восстановлении прежнего положения.

2. Ниже рассматриваются средства защиты, имеющие целью восстановление прежнего (до нарушения) положения. В первую очередь надо рассмотреть действия, которые неимущественным благам непосредственно ущерба не причиняют, но создают условия для совершения действий, которые такой ущерб причинить могут.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Этот способ прямо назван в ст. 12 ГК РФ. В таких спорах одной из сторон выступает орган государственной (законодательной или исполнительной) либо муниципальной власти.

Статья 46 Конституции признает за гражданином или юридическим л ином право обжаловать в суд решение, действие или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправлении, общественных объединений и должностных лиц. В развитие приведенной конституционной нормы ст. 13 ГК предоставляет суду право признавать недействительными не соответствующие закону нормативные и управленческие акты. Гражданин или юридическое лицо, личные неимущественные права которого нарушены изданием не соответствующего закону или иным правовым актам административного акта, а в случаях, предусмотренных законом, — и нормативного акта, имеют право на их обжалование в суд.

Необходимо обратить внимание, что нормативный акт непосредственно правовых последствий может не порождать, значит, не привести к изменению личных неимущественных прав. Он лишь создает условия для совершения исполнительными органами действий, которые могут нарушить личные права. Установив такие обстоятельства, суд принимает решение о признании нормативного акта недействительным полностью или частично. Дополнительной отмены его со стороны каких-то иных органов не требуется. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действии и решении, нарушающих права и свободы граждан»[41] определяет круг субъектов, чьи решения могут быть признаны недействительными. Так, на основании ст. 2 этого Закона в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, их объединений, общественных организации и должностных лиц, государственных служащих.

Близким к этому способу является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Суд отказывается применять незаконные акт любых государственных органов и органов местного самоуправления, включая и те из них, которые он не может признать недействительными[42]. Например, районный суд не может признать недействительным акт министерства или ведомства, но при разрешении спора обязан его игнорировать как противоречащий закону (если установит данное обстоятельство).

Признание оспоримой сделки недействительной - один из способов защиты личных неимущественных прав, если при ее совершении такие права нарушаются. Практика показывает, что число споров по ному поводу ограничено, но они встречаются. Допустим, супруги договариваясь о расторжении брака, вступают в соглашение о том, что один из них в обмен на выделенную долю в имуществе обязуется не проживать в определенном регионе[43]. Возможно заключение договора о пожизненной ренте с иждивением при условии, что получатель может сообщить о своих претензиях только плательщику и, если он будет недоволен полученными услугами, не вправе обращаться в суд. Естественно, субъект, на которого наложены такие ограничения, имеет возможность добиваться их отмены и тем самым — защиты своих прав.

Пресечение действии, нарушающих право или создающих угрозу нарушения права, осуществляется, когда нарушение носит длящийся или повторяющийся характер, а также когда идет приготовление к нарушению. В случаях, когда жители квартиры непрерывно играют на музыкальных инструментах или сосед на приусадебном участке ведет работы, связанные с выбросом в атмосферу веществ с неприятным запахом, пресечение таких действий восстанавливает положение, существовавшее до начала неправомерных действий.

Пресечение является в ряде случаев первым шагом выделе защиты, так как вслед за этим возможны и иные действия. Если, например, нарушение выразилось в том, что на территорию организации осуществлено вторжение, нарушившее ее планомерную деятельность, в связи с чем возникли убытки, то пресечение нарушения — первый шаг, вслед за которым могут последовать имущественные санкции[44].

Однако полное восстановление прежнего положения маловероятно хотя бы потому, что след от неправомерных действий остается еще, по крайней мере, некоторое время. Получивший травму испытывает болевые ощущения. Необоснованно задержанный даже после освобождения чувствует обиду от несправедливости правоохранительных органов. Что же касается нарушенной чести, задетой распространением порочащих сведений, то даже после извинений, признаний и опровержений у окружающих может сохраниться предубеждение относительно достоинств личности потерпевшего[45].

Впрочем, возможны случаи, когда нарушенное право восстанавливается полностью: если, к примеру, характеристика с изложением ложных порочащих сведений направлена определенному третьему лицу, а затем заменена на другую, в которой ложные сведения отсутствуют, то инцидент можно считать исчерпанным, если он не имел негативных последствий для потерпевшего.

Обязанность восстановить положение, существовавшее до нарушения личного неимущественного права, возлагается на нарушителя независимо оттого, виновен он в своих действиях или нет. Возложение на нарушителя такой обязанности вполне естественно: ведь потерпевший тоже не виновен в том, что он испытывает негативные последствия, наступившие для его неимущественных благ. Поэтому меры для восстановления законного статус-кво должен принять тот, кто нарушение допустил, пусть даже и случайно.

Компенсации нарушения личных неимущественных прав — еще одна группа мер, применяемых по отношению к нарушителю.

В отличие от ранее рассмотренных способов зашиты, когда действия, совершаемые управомоченным, ориентированы непосредственно на предотвращение возможного нарушения своих прав либо защиту их после состоявшегося нарушения, ГК предусматривает также меры, цель которых – компенсация потерь, возникших в связи с причинением ущерба личным неимущественным благам.

Имущественная ответственность за нарушение личных неимущественных прав выражается в том, что, если вследствие нарушения личных неимущественных прав потерпевший понес материальный ущерб, такой ущерб подлежит возмещению.

Имеются ввиду, прежде всего, нормы, давно известные гражданскому законодательству: правила о возмещении имущественного вреда, связанного с причинением смерти или повреждением здоровья. В последние годы перечень нарушении, с которыми связана возможность возмещении убытков, возникших при причинении вреда неимущественным благам, существенно расширена. Достаточно напомнить, что сейчас возмещаются убытки при нарушении права на деловую репутацию (умаление ее может привести к снижению предпринимательской активности, расторжению сложившихся договоров, а это, в свою очередь, влечет убытки). Аналогичные последствия возникают и при распространении ложных сведений: их автор может быть привлечен к имущественной ответственности — возмещению убытков предпринимателя.

Здесь требуется наличие обычных условий имущественной ответственности, известных гражданскому законодательству.

Во-первых, такая ответственность наступает, если совершено противоправное нарушение личных неимущественных прав. Понятие такого правонарушения рассматривалось выше.

Во-вторых, необходимое условие — наличие имущественных убытков. Если при нарушении личных неимущественных прав убытки не возникают, то такое основание ответственности не может быть применено. Если, допустим, потерпевший утратил трудоспособность, но продолжает работать и получает заработную штату в прежнем и даже в большем размере, если лицо, утратившее кормильца, не относится к категории тех. у кого возникает право на возмещение — во всех таких случаях у причинителя нет обязанности компенсировать вред.

В-третьих, об ответственности причинителя можно говорить при условии, если между его действиями и возникшими убытками имеется причинная связь.