Одной из наиболее важных проблем, с которой пришлось столкнуться молодому российскому государству в период перехода к рыночным механизмам – это формирование новой образовательной системы, отвечающей запросам современного общества.
Особенности управления новой образовательной системой определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски имеют как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются основные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.
Они так же определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.
Особенности управления современным образованием во многом определяются развитием рыночных отношений в образовательной системе. И военные вузы как субъекты образовательной деятельности так же вынуждены включаться в эти процессы.
В подобного рода условиях, управление высшим образованием ориентировано главным образом на решение следующих проблем:
организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в ХХI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);
обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;
повышения качества образования и достижения его релевантности, т.е. соответствия запросам общества;
резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.
Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.
Развитие рыночных отношений в сфере образования, изменение механизмов финансирования образовательной деятельности, обострение конкуренции между образовательными учреждениями, дальнейшее развитие принципа автономности их деятельности - все это существенно влияет на структуру, организацию, управление образовательным учреждением, меняет стиль образовательной деятельности, характерную для нее атмосферу.
До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. Однако в современных условиях такая система управления образованием оказывается неэффективной как с экономической, так и с педагогической точек зрения. Государство оказывается перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования.
Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой системы. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.
Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В этой связи особый интерес представляет процесс функционирования высших военно-учебных заведений[1].
В настоящее время отсутствуют самостоятельные концептуальные исследования, посвященные проблемам деятельности органов управления военными вузами (особенностям их компетенции, правам, обязанностям и ответственности). Анализ нынешнего положения дел в области высшего образования, в частности ситуации вокруг военных вузов позволяет говорить о фактической рассредоточенности высших учебных заведений по различным системам органов управления. Они находятся в ведении различных министерств и ведомств. Это долгое время создавало предпосылки для возникновения противоречий при определении правового статуса органов управления того или иного вуза. В 1993 году было принято Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе) Российской Федерации,[2] которое позволило создать единые подходы к проблеме правового статуса вузов вцелом. Однако, специфика военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельная нормативная база не позволяли в полном объеме использовать положения данного нормативного акта. Годом позже принимается Положение о высшем военном учебном заведении[3]. Таким образом, военные высшие учебные заведения получают нормативно-правовой акт определявший и унифицировавший их правовой статус с учетом военной специфики данных учреждений. Однако, его ведомственная принадлежность могла вызвать трудности при использовании отдельных положения в отношении высших военно-учебных заведений, например Министерства внутренних дел Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и других, так как оно разрабатывалось и утверждалось в рамках Министерства обороны России.
Полностью проблемы была решена только в 1999 году после принятия Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования,[4] которое было продублировано соответствующими силовыми ведомствами и распространялось на все военные вузы не зависимо от их ведомственной принадлежности. [5]
Данное положение определило структуру, задачи и разновидности высших военно-учебных заведений, их состав. Так же значительное внимание было уделено вопросам управления высшими военно-учебными заведениями. Но законодатель в этом документе коснулся лишь одной стороны этой проблемы, рассмотрев и определив механизмы управления военными вузами, так сказать, изнутри.
Однако, следует учесть, что любая структурная единица государственного механизма есть самоуправляемая часть более сложной системы. Поэтому необходимо различать управление извне, вышестоящего субъекта управления, и управление внутреннее, то есть самоуправление, осуществляемое руководством этой единицы и ее коллективом[6]. Следовательно, исследуя особенности реализации компетенции органов управления военными вузами, необходимо, во-первых, оценить его положение как управляемого объекта; [7] во-вторых, рассмотреть особенности внутривузовского управления.
Характеризуя управленческий элемент статуса вузов вообще, автор соглашается с мнением Б.М. Лазарева, Н.С. Барабашевой. о том, что он включает субъекты управления, осуществляемые управленческие функции, их полномочия, связи во всей системе управления образованием; что вуз наделяется компетенцией именно в лице органов управления, а полномочия субъектов внутривузовского управления в целом производны от прав и обязанностей вуза[8]. Однако к этому хотелось бы добавить то, что субъекты внутривузовского управления, таким образом, являются гарантом реализации вузом собственной правосубъектности.
Согласно Типовому положению о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования управление высшим военно-учебным заведением осуществляется в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, уставом высшего военно-учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 г. № 21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г) сформирована следующая система органов государственного управления дошкольным, школьным, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и внешкольным образованием в Российской Федерации:
Министерство образования Российской Федерации;
министерства образования республик в составе Российской Федерации;
управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.