Начиная с Двинской уставной грамоты число деяний, за которые назначалась казнь, постепенно возрастало.
Так, в Псковской судной грамоте 1467 года упоминается уже пять таких деяний: кража из церкви, конокрадство, государственная измена, передача неприятелю тайных сведений, поджог, простая кража, совершенная в третий раз.[7] Уровень развития уголовного права в то время не был достаточно высок для того, чтобы законодатель отграничивал преступления по объекту посягательства на государственные и общеуголовные. Поэтому деяния, которые с точки зрения современного уровня развития уголовного права относятся к категории особо опасных государственных преступлений (измена), стоят рядом с имущественными преступлениями (конокрадство).[8]
В XV веке смертная казнь стала занимать значительное место среди других наказаний. Хочется отметить, что ни в одной статье Псковской судной грамоты, также как и в Двинской уставной грамоте, нет ни слова о наказании смертной казнью за убийство. Даже квалифицированное убийство (отцеубийство, братоубийство) не каралось смертью. Законодатель в то время в первую очередь защищал имущественные права лица. Кража как преступление, совершаемое часто, представляло для общества, а особенно класса имущих, значительную опасность. Именно поэтому, на протяжении длительного времени, за убийство смертная казнь не назначалась, сохранялся денежный выкуп.
Параллельно с ростом государственной власти в России расширялась, и сфера применения смертной казни. Время княжения Ивана III связанно с процессом централизации Российского государства. Именно поэтому в Судебнике 1497 года, особое внимание законодатель уделяет государственным преступлениям, могущим подорвать единство государственной власти и государственную безопасность, а потому в законе появляются такие преступления, как «государственное убойство», «крамола», «подым», которые Судебник относит к числу наиболее опасных.[9] «А государскому убойце и коромольнику, церковному татю, головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота, не дати, казните его смертною казнью».[10] Число деяний, караемых смертной казнью, в Судебнике составляет десять: душегубство, разбой, церковная татьба, головная татьба (похищение людей, преимущественно холопов), простая татьба, но совершенная повторно, ябедничество (ложный донос, злостная клевета, имевшая целью обвинить невинного), государское убойство (убийство своего господина), крамола (государственная измена), подым (поднятие населения против основ существующего строя, на восстание, бунт), зажигательство (поджог).[11]
Тенденция к более широкому применению смертной казни в русском уголовном праве четко прослеживается по Судебнику 1550 года — к ранее указанным преступлениям прибавилось еще три: подписка (подделка документов), градская сдача (сдача города неприятелю), подмет (подбрасывание поличного с целью обвинить кого-либо в краже или в разбое).[12]
В Соборном Уложении 1649 года усложняется и ужесточается система наказаний. Самые жестокие формы репрессий становятся обычным делом. Размах классового сопротивления закрепощенных крестьян, дошедший до уровня крестьянских войн обусловил и наиболее острые формы подавления сопротивления, в том числе и путем ужесточения уголовной репрессии.
Современный исследователь О. Шишов, насчитывает 63 вида преступления, за которые назначалась смертная казнь.[13] В данном памятнике права, законодатель стремился предусмотреть все жизненные ситуации, связанные с преступлениями.
Систему преступлений, которые наказывались смертной казнью, дает Н. Загоскин и С. Викторский. Они выделяют:
1) преступления против веры (например, нарушение порядка церковной службы - «божественной литургии». «А будет какой бесчинник пришед в церковь божию…божественныя литургии совершити не даст… казнити смертию безо всякия пощады»[14]);
2) государственные преступления (например, государственная измена, поджог города. « А будет кто умышлением и изменою город зазжжет… и его самого зжечь безо всякого милосердия»[15]);
З) преступления против установленного порядка суда и управления (например, фальшивомонетчество, изготовление поддельных грамот, печатей, приказных писем. «Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски…казните смертию»[16]);
4) преступления против общественного благоустройства и благочиния (подстрекательство людей на «затейные дела» (на убийство в соучастии));
5) преступления против жизни и чести частных лиц (например, умышленное убийство, убийство родителей детьми, убийство сестер, братьев. «А кто кого убьет с умышления…и такова убойцу самого казнити смертию»[17]);
6) преступления против собственности (например, квалифицированные виды кражи: кража, совершенная в третий раз, кража сопровождающаяся убийством, кража из церкви «А будет тать учинит и на первой татьбе убийство, и его казнить смертию»[18]).
В Соборном Уложении 1649 года уже более подробно, по сравнению с ранними источниками права, говорится о видах смертной казни. Применялась не только простая казнь, но и квалифицированная, во всех ее видах.
Самым древним в России и самым позорным видом смертной казни считалось повешение. Оно назначалось, например, военным, перешедшим на сторону врага. Исполнялось оно публично на специально сооружаемой виселице, на которой нередко казнили сразу нескольких осужденных. Разбойников вешали на придорожных деревьях. Во время бунтов и восстаний виселицы сооружали на плитах, которые пускали с повешенными по течению рек для устрашения населения. Утопление как вид казни применяли, когда нужно было одновременно казнить большое количество людей. Путём сожжения, также одним из самых древних способов смертной казни, казнили религиозных преступников. Делалось это на костре или в специально изготовленном деревянном срубе, иногда для продления мук казнимого применялось сожжение на медленном огне. Заливание горла расплавленным свинцом применялось к фальшивомонетчикам. Колесование назначалось за измену и заключалось в переламывание тяжёлым железным ломом каждой конечности в двух местах, а затем позвоночника. При помощи особого колеса изуродованного человека сгибали так, что его тело представляло круг, и пятки упирались в затылок, после чего его оставляли в этом положении до наступления смерти. Четвертование назначалось за преступления против государя, измену, самозванство и заключалось в отсечении у преступника конечностей и головы. Сажание человека на кол применялось к изменникам и бунтовщикам. От тяжести тела кол медленно проникал внутрь жертвы, при помощи различных приспособлений этот процесс искусственно замедляли, в результате этого смерть иногда наступала через несколько дней. Закапывание заживо применялось к женщинам, виновным в убийстве мужа или в измене мужу. Провинившуюся закапывали до плеч и оставляли в таком положении, пока она не умирала от голода, холода или жажды. Около неё стояла стража и следили, чтобы никто не передавал ей пищи и воды. Смерть наступала через несколько дней.[19]
Не во всех случаях вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. Выбор принадлежал суду.
Таким образом, к концу XVII века смертная казнь стала занимать одно из первых мест в общей системе наказания. Смертная казнь отвечала главным целям наказания: устрашение и физическое уничтожение опасного «лихого человека», кроме того, смертная казнь была самым дешевым и не требующим почти никаких затрат наказанием. Во многом, ужесточению наказания, и как следствию, применению смертной казни за очень широкий круг деяний способствовало усиление классовых противоречий, обострение которых было вызвано закрепощением не только крестьян, но и городского населения, а также процесс укрепления царской власти.
1.2 Формирование института смертной казни в России в первой половине XVIII века
Петровская эпоха - один из самых интереснейших периодов в истории России. Это время формирования абсолютизма, превращения России в империю, зарождения и развития буржуазных отношений. Укрепление государства становится основной целью Петра I. Наиболее эффективной мерой наказания подданных, выражающей абсолютную волю монарха, являлась смертная казнь.
Рассматривая законодательство о смертной казни во времена петровской эпохи, необходимо отметить неоднородность и разнообразие нормативных актов, относящихся к уголовному праву этого периода.
При Петре I продолжает действовать Соборное Уложение 1649 года, новоуказные статьи, к которым прибавляется большое число Петровских указов, и уставы - Морской и Воинский. Эти законодательные акты, изданные в различное время, консолидировали друг с другом, содержали, повторения старых норм и принципиально новые положения, иногда даже противоречили друг другу.
К преступлениям, за которые по законодательству петровского времени следовала смертная казнь относились:
- государственные преступления в виде бунта, государственной измены, вооруженного выступления против царя, оскорбление Величества. «Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо презирать будет…отсечением главы казнен»[20];
- преступления против веры, например, чародейство, идолопоклонничество, чернокнижие, заговор ружей. «И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей…сожжен имеет быть»[21].
Многие должностные преступления влекли за собой смертную казнь: взяточничество в различных случаях (при строительстве бань в городах, при освобождении из тюрем, при приеме челобитных к Государю, за недонесение о «лихом царю»); злоупотребления по службе, выразившиеся во взимании чрезмерных налогов и податей, в утайке приказчиками, старостами, выборными лицами душ при переписи; в укрывательстве беглых крестьян и много других.