Процесс исполнения смертной казни представлял собой жестокий публичный спектакль, призванный оказать психологическое воздействие на присутствующих, вызвать у них устойчивый страх, препятствующий совершению новых преступлений.
Следующим этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнениях было Соборное уложение 1649 г.[7], для которого характерно дальнейшее наращивание устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. Одной из ведущих мер стала смертная казнь[8].
По Соборному уложению более 60 разновидностей преступных деяний могли быть наказаны смертной казнью. Чтобы усилить устрашающий эффект смертной казни, предусматривались не только простые ее виды (повешение, отсечение головы), но и квалифицированные (сожжение, заливание горла расплавленным металлом, закапывание в землю до наступления смерти и т.п.), причинявшие особые мучения преступнику. Например, за богохульство, умышленный подлог следовала смертная казнь путем сожжения. Денежные мастера за незаконное изготовление денег, мошенническое добавление в серебро меди, олова или свинца, причинившие убыток государевой казне, подвергались смертной казни путем заливания горла расплавленным металлом. Жена, отравившая мужа, равно как и убившая его, иным способом, подлежала казни посредством закапывания живой в землю[9].
Соборное уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. К примеру, подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть недель в тюрьму. После истечения этого срока смертная казнь приводилась в исполнение. Предоставлялась отсрочка и беременным женщинам, до рождения ребенка они содержались в тюрьме, а после родов подвергались назначенной казни.
Смертная казнь применялась за третью и последующие кражи, за повторный разбой. При применении наказаний широко действовал принцип талиона «око за око, зуб за зуб». Так, за умышленное убийство подлежало казнить «смертью же того, кто убил, и того, по чьему научению сие убийство было совершено»[10].
Помимо принципа талиона в Соборном уложении закреплялся принцип неопределенности наказания. Так, за убийство сыном или дочерью своих родителей их надлежало «казнить смертью безо всякой пощады», т.е. можно было назначить любой вид казни. Если бояре и воеводы без государева указа за взятку отпускали со службы ратных людей, то их ожидало «жестокое наказание, что государь укажет». Принцип неопределенности наказания, с одной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации, но с другой - открывал широкие возможности для судебного произвола.
Важным источником предписаний, касающихся системы наказаний и их исполнения, стали Воинские артикулы 1715 г. - произведенная Петром Iпри его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России[11]. Артикулы предусматривали более суровые наказания и способы их исполнения, развивая идеи Соборного уложения о мести преступнику и об устрашении населения.
Более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, четвертование, колесование и др.). В прилагаемом к Артикулам своде процессуальных норм по их исполнению - «Кратком изображении процессов и судебных тяжб» - указывалось, что наказания смертью исполняются «застрелением, мечом, виселицею, колесом, четвертовани-
ем и огнем»[12].
Простые виды смертной казни следовали, к примеру, за отказ защищать свои знамена от неприятеля до последней капли крови (повешение), в
качестве мести преступнику, совершившему умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (отсечение головы), за нападение или попытки нападения на часового либо на караул (расстрел).
Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные преступления. Например, за нарушение христианской заповеди «не сотвори себе кумира», выразившееся в идолопоклонстве, чародействе могла быть назначена смертная казнь в виде сожжения, а за ношение имени Божьего и Божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, а если изменой был причинен «великий вред», то вдобавок предписывалось еще и «рвание конечностей клещами». За корыстное убийство, убийство путем отравления, убийство своего отца, матери либо дитя во младенчестве применялась смертная казнь колесованием - дробление тела окованным колесом.
Артикулы отказались от существовавшего ранее гуманного положения об отмене смертной казни, если во время ее исполнения преступник сорвался с виселицы. По новым правилам палачу надлежало исполнить смертный приговор до конца как при неудачной попытке повешения, так и в случае, когда не удалось отсечь голову одним ударом меча.
Применение смертной казни в Российской империи заметно сократилось с середины XVIII в. Елизавета Петровна заявила, что во время ее правления это наказание назначаться не будет. Однако она не решилась отменить смертную казнь, а приостановила ее применение[13]. Суды продолжали применять его, но исполнение в каждом отдельном случае зависело от поведения императрицы, а она такой санкции не давала. В результате накопилось большое число неутвержденных приговоров. Тюрьмы были переполнены[14].
В 1753 г. Сенат решил таких осужденных наказывать кнутом, вырывать ноздри и ссылать на каторжные работы. Однако наказание кнутом вы-
держивали не все, но умерших во время этого наказания казненными не считали.
Екатерина II в своем Наказе (1767 г.) призывала ограничить применение смертной казни[15]. Высказывая соображения против смертной казни, Екатерина II в то же время заявляла, что «смертная казнь есть некоторое лекарство большого общества». Внешне прогрессивные идеи Наказа никак не повлияли на законодательство, смертная казнь не только не была запрещена, а в целом ряде случаев применялась по специальным указам императрицы. Идеи Наказа не помешали казнить и свыше 20 тыс. участников восстания Пугачева. Трупы казненных для устрашения долго не снимали с виселиц. В ряде случаев виселицы устраивали на плотах и затем пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.
Свод законов 1832 г. предусматривал смертную казнь за тяжкие виды государственных и некоторых других преступлений. В то же время за ряд общеуголовных преступлений применялись такие меры, как наказание кнутом и шпицрутенами, которые, хотя и не считались смертной казнью, но части заканчивались смертью осужденного.
Тенденции к ограничению смертной казни наметились в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которым устанавливались два главным разряда наказаний: уголовные и исправительные. К наказаниям уголовным были отнесены, в частности, лишение всех прав, состояния и смертная казнь. Вид смертной казни определялся приговором суда[16].
В Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. был предусмотрен порядок обжалования приговоров к смертной казни, помилования осужденных и исполнения приговоров. Казнь приводилась в исполнение, как правило, непублично, но могла быть и публичной, если это признавалось необходимым. Способом казни было повешение, а по военно-уголовным законам - повешение или расстрел.
Развитием идей демократии и гуманизма стало Уголовное уложение, принятое 22 марта 1903 г. Смертная казнь сохранилась для достаточно узкого круга политических преступлений. Но это наказание не применялось к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам могло назначаться только за посягательство на императора, его семью и его власть. В то же время военные суды могли применять смертную казнь за широкий круг преступлений, включая умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабеж, умышленный поджог и т.п[17].
Смертная казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Это свидетельствовало об изъятии цели публичного устрашения процессом казни.
Применение смертной казни возросло во время революции 1905-1906
гг., оно исчислялось сотнями и тысячами казней ежегодно. М.И. Герцен при-
водит следующие данные[18] о числе казненных в России: 1906 г. – 574; 1907 г.
-1139; 1908 г.-1340; 1909 г.-717; 1910 г.-129; 1911 г.-73; 1912 г. - 126.
Но эти данные противоречивы.
Между тем в России ряд ученых и общественных деятелей все более настойчиво высказывались за отмену смертной казни. Проект такого закона был принят 19 июня 1906 г. Первой Государственной думой, позднее - второй Государственной Думой, но Государственный совет в обоих случаях его не утвердил.
Новый этап в исполнении наказания был после Февральской буржуазной революции 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь. Но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к применению военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой, грабеж (всего свыше 20 преступлений).
21 сентября 1917 г. Временное правительство приостановило применение смертной казни «до особого распоряжения». Но вскоре произошла Октябрьская революция, которая открыла новый период в истории России, и
применение рассматриваемого наказания резко возросло; казни санкционировались судом и без суда.
В послереволюционное время трижды предпринимались попытки отказаться от высшей меры наказания.
Так, 26 октября 1917 г. декретом II Всероссийского съезда Советов было объявлено об отмене смертной казни. Однако уже 21 февраля 1918 г. декретом СНК «Социалистическое Отечество в опасности» было разрешено применение расстрела, причем даже без суда - на месте, и за достаточно широкий круг деяний: за совершение преступления неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, германскими шпионами и т.д[19].