Что такое собрание (сход) граждан?
Собрания (сходы) граждан проводятся для решения вопросов организации и осуществления МСУ, в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка, сельского поселения (территориальной общины). Собрание (сход) граждан обладает функциями представительного органа местного самоуправления в тех случаях, когда его избрание нецелесообразно в силу малочисленности проживающих на данной территории. Они проводятся также для выборов органов территориального общественного самоуправления. В отдельных случаях возможны конференции граждан, проводимые в том же порядке, что и собрания (сходы).
Какова правовая основа созыва и организации проведения собрания
(схода) граждан?
Институт непосредственной демократии — собрание (сход) граждан определен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24) и в законодательстве субъектов Российской Федерации. На пример, в главе И устава города Москвы (ст. 75—83) определены формы непосредственной демократии. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятие и изменение его решений, пределы его компетенции определяют уставы муниципальных образований.
Порядок созыва собрания, конференции граждан по избранию территориального общественного самоуправления устанавливается законом города. Например, в уставе города Москвы (ст.78) для принятия решений по местным делам, делам своего дома, территориальной общины, а также для избрания органов территориального общественного самоуправления проводятся собрания или конференции граждан. То есть в соответствии со ст. 6 Устава города Москвы органы городской власти имеют двойной статус, являясь одновременно органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации со ссылкой на статьи 11,32 и 131 Конституции России. Первые две статьи вообще не имеют к названному двойному статусу никакого отношения. В ст. 12 прямо сказано, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, значит никакого двойного статуса у органов государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации быть не может. Ссылка на ст. 131, где отмечается существование местного самоуправления в городских, сельских поселениях — эта своего рода пробельность в основном законе, т. е. отсутствие правового статуса городского поселения в ст. 131, за исключением городов федерального значения (ст. 65), позволила городской власти Москвы присвоить себе не принятый законом «двойной статус». В этой же ст.6 городская администрация как исполнительный орган власти городского (местного) самоуправления имеет в своем подчинении территориальные отделения в районах города Москвы — районные управы, являющиеся органами власти районов. То есть в подчинении городской исполнительной власти оказалась представительная власть районов, так как глава управы возглавляет администрацию района и районное собрание, избранное населением района. Это нарушает ст. 10 Конституции России, определяющую разделение ветвей власти и их самостоятельность. Кроме этого двойной статус органа власти субъекта Российской Федерации и органа власти МСУ противоречит и ст. 12, где сказано, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, которой являются органы государственной власти города Москвы, как субъекта Российской Федерации. Или то, или другое — совмещение просто невозможно.
Подобная пробельность в Конституции России сыграла свою роль и в перманентных (непрерывных) выборах глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так как по существу правовым основанием для этого служит ст.З Конституции России: «Но сителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».
Чем и воспользовались практически все главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организовав референдумы о выборности главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате каждый субъект Российской Федерации решает финансовые, социально-экономические и даже политические вопросы самостоятельно. Ресурсы в стране, и без того скудные, используются не рационально, конкуренция же (социально-экономическая, финансовая и политическая) отрицательно сказывается на всей России как едином государстве. Теперь многие поняли, что попали в юридическую ловушку; так, вопрос механизма контроля со стороны избирателей и тем более наступление ответственности этих выборных государственных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих социально-экономических программ и законодательства весьма проблематичен. Федерального закона о системе государственного контроля нет до сих пор. Прокурорский надзор практически децентрализован, так как принцип согласования кандидатуры прокурора с органами власти субъекта Российской Федерации принял характер назначения ими своего прокурора. Судебный контроль теоретически получил правовую и финансовую самостоятельность, но нет реальной материально-технической независимости в регионах.
Подобные недоработки федерального законодательства, а также произвольное толкование его норм органами власти субъектов Российской Федерации приводят к принятию конституций республик в составе России и уставов — в остальных ее субъектах с грубыми нарушениями Конституции РФ и федеральных законов. Многие закрепляют за собой статус суверенных государств (например, Татарстан, Чеченская республика), автономные округа называют свой представительный орган власти Государственной Думой (например, Государственная Дума Ямало-ненецкого автономного округа). Как следствие этого продолжается непрерывный процесс в сторону конфедерации, а не федерации, как записано в Конституции России (ст.1).
Кто имеет право участвовать в организации и проведении собрания
(схода) граждан?
Право участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Однако в ряде уставов муниципальных образований встречается и иной возрастной ценз — 16 лет. Собрание с правомочным, если в нем принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц или большинство гражданпоселка. Решение принимается большинством голосов присутствующих.