1. Предпосылки появления кооперативов в капиталистической экономической системе. 3
2. Экономическое и социальное положение советской кооперации перед распадом СССР. 7
3. Законодательство РФ об органах управления потребительского общества. 13
Список литературы.. 17
Капиталистическая кооперация возникла в середине XIX в. с развитием капитализма. Она была одним из способов вовлечения мелких товаропроизводителей или потребителей в систему рыночных капиталистических отношений и одновременно одной из форм их борьбы против эксплуатации торговых посредников, перекупщиков, ростовщиков и промышленных капиталистов.
В условиях капитализма кооперативы представляют собой коллективные капиталистические предприятия, т. к. главный источник их прибыли и формирования кооперативной собственности - часть прибавочной стоимости, уступаемой им промышленными капиталистами; они развиваются в соответствии с экономическими законами капитализма, часто сами выступают эксплуататорами наёмного труда. Во главе многих кооперативов стоят представители буржуазных слоев общества, тесно связанные с капиталистическими монополиями, банками, государственным аппаратом, видными деятелями буржуазных политических партий и организаций. Но кооперативы отличаются от частнокапиталистических фирм, акционерных компаний, монополистических объединений тем, что основной целью их деятельности является не извлечение максимальной прибыли, а обеспечение потребительских, производственных и других экономических потребностей своих членов. Кооперативы, в отличие от акционерных обществ, объединяющих капиталы, являются объединениями лиц, пользующихся их услугами или принимающих участие в хозяйственной и общественной деятельности. Кооперативам присущ более демократический характер управления и хозяйствования: вне зависимости от количества паев действует принцип «один член - один голос».
Во многих странах государство оказывает помощь отдельным видам кооперации (главным образом сельскохозяйственным кооперативам) путем предоставления им кредитов.
Действуя как капиталистические предприятия, кооперативы в то же время остаются массовыми организациями рабочих, крестьян, фермеров, кустарей-ремесленников, представляющими и защищающими их интересы.
Одной из причин появления кооперативов было развитие капитализма в крестьянских хозяйствах, которое более быстро и свободно происходило на окраинах, в частности в Сибири. Поощрение кооперативного движения в свою очередь приносило государству хорошие доходы.
В 1832 году в Лондоне была открыта первая «рабочая биржа», на которой предполагалось обменивать товары на основе «новых рабочих денег» - билетов с обозначением среднего количества труда, необходимого для производства данного продукта. Можно считать, что это была первая экспериментальная проверка трудовой теории Д. Рикардо, и теория этой проверки не выдержала: вскоре от «билетов», от попыток оценивать продукты по вложенному в них «общественно необходимому труду» пришлось отказаться. Возобладал обычный принцип ценообразования – в соответствии со спросом и предложением. И лондонская рабочая биржа, и множество других, возникших по ее образцу, просуществовали недолго.
Рассыпались и все первые кооперативы, поскольку были они, по точному замечанию видного знатока кооперации, «слишком тесно связаны с утопическим идеалом коммунистической общины, чтобы удачно справляться с практическими трудностями жизни».
Первые крупномасштабные попытки организовать производственные артели были сделаны во Франции неким Бюше, учеником Сен-Симона и Фурье. Он полагал, что рабочие должны разбиться на профессионально однородные ассоциации для совместного производства продуктов на продажу. Рабочие получали бы обычную заработную плату в течение года, а также остаток чистой прибыли после отделения пятой части ее в неделимый фонд. Этот «фонд взаимопомощи» представлял собой собственность ассоциации в целом, и его накопление должно было обеспечить устойчивость и расширение ассоциации.
Идеи Бюше с немалым размахом были воплощены в жизнь после революции 1848 года, когда революционное правительство ассигновало 3 миллиона франков на устройство ассоциаций. Ссуды распределял специальный комитет под председательством министра земледелия и торговли. Было подано более шестисот заявок. Один лишь проект ассоциации парижских портных должен был охватить более 30 тысяч человек. Была выдана шестьдесят одна ссуда.
Большая часть организовавшихся ассоциаций распалась в ближайшие годы. Дольше сохранились те, которые превратились в чисто капиталистические предприятия – использовали наемный труд и вели дело коммерчески грамотно. Другая вспышка артельного движения во Франции произошла в восьмидесятых годах 19 века, когда богач Рампаль завещал 1 миллион 400 тысяч франков на устройство ассоциаций. Из этого капитала до 1901 года было выдано 127 ссуд, «значительная часть которых пропала безвозвратно»[1].
В начале ХХ века «Фабианское общество» обследовало состояние производительных ассоциаций. Вот о чем поведал доклад супругов Вебб: «Во всех странах сохранилось не более сотен таких ассоциаций из тысяч, которые возникали; и большинство из этих ассоциаций все еще с трудом борется за свое существование, к тому же ассоциации… сохранились в тех отраслях промышленности, которые допускают производство в небольших размерах; и они не в одном случае не охватывают большого числа рабочих или значительного капитала… Шансы успеха такого общества тем больше, чем дальше оно от типа самоуправляющейся мастерской».
Веббы подчеркивали, что неудачи производительных кооперативов особенно поразительны на фоне мощной поддержки, которую они получали от всех слоев общества, в том числе от правительств, поддержки гораздо большей, чем та, что получали ассоциации потребителей.
В Германии Герман Шульце в 1850 году в прусской деревне Делич создал «ссудную ассоциацию». Движение Шульца-Делича получило достаточно широкое распространение. Уже в 1859 году в двух германских провинциях насчитывалось 183 кооператива, объединяющих более 18 тыс. пайщиков. К 1913 году в этом движении насчитывалось 3599 кооперативов. Кооператоры ассоциаций Шульца-Делича продолжали совершенствовать и конкретизировать общие принципы, сформулированные еще рочдельскими пионерами. В частности, существенно ими конкретизирован принцип распространения просвещения.
Примерно в это же время начинает разворачивать свою деятельность Фридрих Вильгельм фон Райффайзен. В 1849 г. он организовал первый кооператив, а в 1864 г., будучи мэром Хеддесдорфа, открыл «Хеддесдорфское общество благосостояния». В 1876 им был создан Рейнский банк сельского кредита, выполняющий в известной мере функции центробанка, объединяющий деятельность разрозненных кооперативов в национальное Движение. В результате этого темпы роста Райффайзеновского движения, скромные на первом этапе, резко увеличились. В год смерти Райффайзена в Германии действовало уже 425 обществ, а к 1912 году их число превысило 8000.
Как особая форма потребительской кооперации, кредитный союз строит свою деятельность на принципах кооперативной философии и кооперативной демократии. Кооперация дословно означает «совместная деятельность» (co-operation). В широком смысле слова кооперация есть объединение совместных усилий отдельных людей или групп людей для достижения какой-либо цели. В более конкретном и узком смысле термин «кооперация» используется для обозначения особой общественно-экономической организации мелких товаропроизводителей или потребителей, то есть для обозначения определенного типа социально-экономической организации.
2. Экономическое и социальное положение советской кооперации перед распадом СССР
При советской власти потребительская кооперация занимала монопольное положение в сельской торговле. Основными видами ее деятельности являлись розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупка и переработка сырья и сельхозпродукции, производство продовольственных и непродовольственных товаров, строительство и автомобильное хозяйство. Тогда всего лишь за один процент Коопу давали, кредиты. Около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя государство. Промышленные предприятия сами выходили на кооператоров, предлагая свою продукцию. При этом не было натурального обмена - все проводилось через банки и облагалось положенными налогами. Потребкооперация в советской экономике являла собой могучий Ватикан - государство в государстве, и обоим это было только на пользу.
Теперь всего этого нет. Когда наступили рыночные времена, на всем постсоветском пространстве неистово стали демонополизировать потребительскую кооперацию на селе. С этой целью были созданы многочисленные коммерческие структуры, затрачена уйма денег, в основном, бюджетных. Однако искусственно созданные, эти коммерческие структуры стали быстро исчезать из сельских мест, ибо большую выгоду искать сегодня в сельской местности - занятие бесперспективное.
В середине 80-х годов XX века в бытовой сфере, в службе быта, сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Возник обоюдный страх потребителей и работников сферы услуг. Потребители, зная «цену» обслуживания, исходя из своего прежнего опыта, стали реже прибегать к его помощи, производители же, понимая, что полностью удовлетворить требования заказчиков не имеют возможности, неохотно шли на контакт с потребителями. Такая парадоксальная ситуация объяснялась прежде всего нехваткой материалов, несовершенством уровня технического обслуживания на предприятиях службы быта и рядом других объективных причин. Стало очевидным, что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания, то многие бытовые услуги не будут пользоваться спросом у населения. Людям уже не нужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно сберегала их время и приносила им удовлетворение. И кооперативы оказались первыми в решении проблем перестройки системы бытового обслуживания.