Другим узловым пунктом дискуссий по Конституции в Японии является девятая статья. Она образует отдельную главу "Отказ от войны", которая провозглашает, что искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.
Очевидно, что Основной закон страны стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернуть вооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии. Энтузиастами пересмотра Конституции и устранения из нее девятой статьи являются Либеральная партия и Либерально-демократическая партия Японии. В последнее десятилетие они в своей аргументации в пользу ремилитаризации Японии чаще всего ссылаются на опыт международных конфликтов последних лет, инцидент с вторжением северокорейского судна в территориальные воды Японии. Также популярен аргумент, используемый и центристскими партиями, Демократической и Комэйто, о необходимости участия Японии в миротворческих акциях ООН. Им оппонируют Социалистическая и Коммунистическая партии Японии, выступающие за сохранение действующей Конституции.
Парламент состоит из палаты представителей и палаты советников. Обе палаты формируются из депутатов путем всеобщих выборов. Парламент является верховным органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Выражение "верховный орган" государственной власти отнюдь не означает, что он обладает господствующими полномочиями над органами исполнительной и судебной властей. В политической системе, этим выражением подчеркивается, что парламент является единственным органом, связанным с народом через выборы. Под выражением "единственный законодательный орган" подразумевается, что, в принципе, законодательными полномочиями обладает только парламент и что законы принимаются только решением парламента. Конечно, не допускается принятие законов, противоречащих Конституции. Как исключение по данному принципу, право принятия правил предоставлено обеим палатам и Верховному суду, а право принимать постановления – муниципалитетам. Исполнительными органами могут устанавливаться только те правила, принятие которых им поручено на основе законов. Палата представителей формируется из 500 депутатов. Из них 300 депутатов выбираются из 300 малых избирательных округов, на которые разделяется вся страна, а остающиеся 200 депутатов – из 11 больших избирательных округов, пропорционально числу голосов, набранных каждой политической партией. Депутаты палаты представителей избираются на 4 года, но они могут быть смещены до истечения срока. Палата советников формируется из 252 депутатов сроком на 6 лет. Из них 100 депутатов выбираются пропорционально числу набранных каждой политической партией голосов, а оставшиеся 152 депутатов – из многомандатных округов, единицами которых являются префектуры. Каждые 3 года переизбирается половина депутатов, и для этой палаты нет роспуска.
Поскольку принята двухпалатная система, бывают случаи, когда мнения в двух палатах расходятся. Поэтому Конституцией определено, что Палата представителей имеет превосходство в принятии решений, как, например, вынесение резолюции по законопроектам, бюджету, или назначение премьер-министра. Основанием для этого считается то, что палата представителей теснее связана с народом. В парламенте имеется несколько вспомогательных органов, которые поддерживают его деятельность. Государственная парламентская библиотека является одним из этих органов, она предоставляет парламенту такие услуги, как оценка законопроекта, экспертиза законодательства, экспертиза правовой системы. Палата советников по замыслу творцов Конституции призвана играть роль стабилизирующего начала, умеряя и нивелируя колебания политического курса в нижней палате. Существо предлагаемых сторонниками реформы парламента преобразований заключается в том, чтобы ограничить прерогативы Палаты советников, перераспределив частично ее правомочия в пользу нижней палаты. В частности, круглый стол по определению будущего облика Палаты советников, действующий при этой палате, внес предложение о двух нововведениях. Первое, предлагается, чтобы законопроекты, отклоненные и возвращенные Палатой советников на доработку в нижнюю палату, при переголосовании в нижней палате принимались бы одобрением большинства не в 2/3 голосов, как предусмотрено ныне, а простым большинством. Второе, предлагается изменить порядок назначения премьер-министра с тем, чтобы его назначение осуществлялось не обеими палатами, как ныне, а исключительно нижней палатой Парламента.
Сходные тенденции просматриваются и в вопросе о порядке избрания премьер-министра страны – это еще одна тема конституционных дебатов. Согласно Конституции 1947 г., демократически избираемый двухпалатный Парламент выдвигает из своих рядов премьер-министра, который формирует Кабинет. Большинство министров также должны быть назначены из числа депутатов Парламента. Кабинет несет ответственность перед Парламентом. Если нижняя палата парламента выносит вотум недоверия Кабинету, то либо сама палата подвергается роспуску, либо Кабинет уходит в отставку.
Сегодня в Японии звучат предложения ввести порядок избрания премьер-министра посредством всеобщих выборов, а заодно расширить полномочия премьер-министра. Подобные предложения трудно считать последовательно демократическими: они не лишены двусмысленности. Демократические права граждан должны быть уравновешены их ответственностью, а также быть увязаны со способностью граждан принимать компетентные решения, т. е. их правовой дееспособностью в самом высоком смысле слова. Предлагаемое в Японии нововведение, на первый взгляд, - широкая и непосредственная демократия - может иметь следствием ослабление контроля над исполнительной властью со стороны политических партий, профсоюзов, массовых организаций, т. е. кадров профессиональных политиков, и, наоборот, расширит возможности манипуляции массовым сознанием со стороны финансовых и масс-медийных магнатов. В целом общество может получить в результате подобной реформы административную власть более далекую от интересов граждан, чем сегодня.
Таким образом, в правовой и социально-политической жизни современной Японии обнаруживается глубоко парадоксальное явление: процветающая страна с высокоразвитой рыночной экономикой и устоявшейся либерально-демократической системой общества и государства, находящаяся в зените своего процветания, ставит в повестку дня формирование более традиционной, авторитарной общественно-политической системы. Анализ данного феномена необходим, чтобы объективно оценить глубину и силу этой тенденции, ее перспективы на будущее.
Правовая система Японии в целом характеризуется гражданским, демократическим характером, она смогла обеспечить прогрессивное развитие страны в послевоенный период, в настоящее время она совершенствуется чтобы идти в ногу с переменами в обществе и мире. Гражданские правоотношения, семейные и имущественные, регулируются на основе Гражданского кодекса, принятого в 1898 году и существенно ревизованного в 1947 г., ряда "специальных законов", а также обновлённого гражданско-процессуального кодекса, принятого в 1996 году и вступившего в действие в 1998 г. По мнению некоторых учёных, в Японии ещё недостаточно развито обобщение норм регулирования экономических отношений. Новый процессуальный кодекс должен значительно ускорить судебное рассмотрение гражданских дел.
Торговый кодекс Японии действует с 1889 года, он неоднократно пересматривался и дополнялся "специальными законами", поскольку сферы бизнеса постоянно обновляются и расширяются.
Единого кодекса законов о труде в стране не существует, регулирование трудовых отношений, коллективных и индивидуальных, основывается на множестве законов. В Японии сравнительно развита система социального обеспечения - пенсионного, здравоохранения, благосостояния.
Действующий Уголовный кодекс вступил в силу в 1908 году, многократно ревизовался. Некоторые преступления предусмотрены не УК, а "специальными законами" (их около 30), а также уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства и нормативными актами местного значения. По уровню преступности Япония считается одной из самых благополучных стран мира.
Уголовно-процессуальное законодательство отличается широким применением непринудительных мер на стадии расследования. Однако судебное разбирательство в стране характеризуется затяжным характером.
В числе возможных направлений преобразований будет обсуждаться и реформа административно-территориального деления страны: пресса сообщает о возможном введении деления страны на области и провинции. Содержание реформы пока не раскрывается. Однако, следуя логике предполагаемых новшеств в других сферах, можно высказать предположение, что речь идет о новом определении компетенции органов местного самоуправления, о наращивании административного ресурса центральной власти. Исполнительная власть в стране принадлежит кабинету министров, который несет коллективную ответственность перед парламентом. Местное самоуправление осуществляется в широких масштабах. В Японии существует строгая иерархия исполнительной власти. Министры и госминистры вместе составляют кабинет министров, который отвечает за развитие и воплощение в жизнь национальной политики, исполнение законов и конституции, решения по внешней политике. Также они возглавляют всевозможные службы. Важнейшие нормы функционирования исполнительной власти содержатся, помимо Конституции, в Законе о Кабинете, Законе об административной организации страны, Законе о государственных должностных лицах. Осуществляемая ныне крупномасштабная административная реформа призвана дать мощный импульс развитию страны в XXI веке. Попасть на работу в различные управления и министерства можно после прохождения определенных экзаменов.