Смекни!
smekni.com

Содержание оперативно-розыскных мероприятий (стр. 6 из 7)

При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (от представителя жилищно-коммунального хозяйства до члена благотворительной организации). В ходе этого вида обследования используются возможности скрытоносимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п.

Негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Поэтому этот вид обследования в соответствии с ч.2 ст.8 Федерального Закона об ОРД проводится только на основании судебного решения.

О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утвержденное руководителем оперативного аппарата УВД области (края).

Негласное обследование проводят специальные оперативно - технические подразделения органов внутренних дел с участием инициатора запроса. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении этого мероприятия.

Во время этого вида обследования обстановка не нарушается и соответствующим образом фиксируется (составляются планы схемы, производится фотографирование, видеосъемка, документа копируются). При необходимости создаются условия для следообразования (расставляются химические ловушки, объекты, притягивающие микрочастицы или реагирующие на появление в зон: их действия человека, и пр.).

К участию во всех видах обследования целесообразно приглашать специалиста, обладающего навыками отыскания соответствующих следов, фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио-, видеоконтроля и т.п. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируются в справках, актах, составляемых по окончании обследования, с точным указанием технических характеристик примененных и внедренных технических средств фиксации информации.

Результаты негласного обследования оформляются актом сотрудника оперативно-поискового подразделения, его осуществлявшего, с приложением соответствующих планов - схем и изъятых предметов. Эти акты к материалам уголовного дела не приобщаются, а хранятся в материалах оперативно-розыскного производства.

2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и состоящее в негласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммной корреспонденции в целях получения информации, предоставляющей интерес для решения задач ОРД, в учреждении (предприятии) отправления и приема корреспонденции.

Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 Конституции Российской Федерации), его проведение возможно только на основании судебного решения (ст.185 УПК РФ), выносимого на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа внутренних дел.

Контролю может подвергаться почтовая корреспонденция как конкретному лицу, так и исходящая от него. В необходимых случаях перлюстрации подвергается также корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Контроль почтовых отправлений может носить разовый характер и длящийся, устанавливаемый на срок до 6 месяцев.

Разрешение на разовый контроль оформляется при получении сотрудником информации об отправлении по почте послания требующего безотлагательного изучения и исследования. Разовый контроль осуществляется с помощью сотрудников предприятий связи.

Длящийся контроль почтовых отправлений, как правило, проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются соответствующими актами (разовый контроль может быть оформлен рапортом оперативного сотрудника). При необходимости к актам прилагаются отснятые копии, ксерокопии, фотографии, образцы для исследования (если контролю подвергалось содержание посылки). При этом образцы могут быть направлены на исследование в криминалистические лаборатории, например для определения, относится ли изъятое вещество к наркотическим.

В ходе данного оперативно-розыскного мероприятия оперативный работник обязан:

обеспечить сохранение в тайне факта контроля;

обеспечить сохранность почтового отправления;

сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.

Свои тактические особенности имеет контроль почтовых отправлении лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

2.10 Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров осуществляется только на основании решения суда (ст.186 УПК РФ) и представляет собой негласное получение информации, передаваемой лицами, заподозренными в совершении преступления, по линиям телефонной связи. Как правило, прослушивание телефонных переговоров проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями МВД России или ФСБ России. Срок прослушивания не превышать 6 месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновь представленных материалов выносит дополнительное решение.

Федеральным Законом об ОРД (ст.8 ч.3 и ч.4) предусмотрен исключительный порядок осуществления прослушивания телефонных переговоров, в соответствии с которым возможно получить в течение 48 часов после начала проведения этого мероприятия судебное решение.

Кроме того, проведение этого мероприятия допускается и без судебного решения, если имеется заявление или письменное согласие лица при возникновении угрозы его жизни, здоровью или собственности. Однако в этой ситуации обязательно вынесение мотивированного постановления соответствующим руководителем МВД или ФСБ и о предпринятых действиях в течение 48 часов уведомляется судья.

Прослушивание телефонных переговоров возможно не только при использовании заподозренными лицами проводных линий связи, но и радиотелефонных каналов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могут переговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик.

Можно выделить следующие ситуации, при которых появляется необходимость телефонного прослушивания:

когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками - членами преступной группы;

когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или после его совершения;

когда разыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.

Ход данного мероприятия, как правило, фиксируется в справке оперативно - технического подразделения, а также на магнитных носителях, которые в определенных случаях (например, при фиксации факта вымогательства, угроз и т.п.) на основании постановления оперативного сотрудника могут быть переданы в экспертно-криминалистическое подразделение для производства либо предварительного исследования, либо судебной экспертизы. В последнем случае результаты прослушивания могут быть признаны доказательством по уголовному делу.

Следует отметить, что в качестве доказательств могут быть использованы лишь те сведения, которые получены в ходе прослушивания телефонных переговоров, оформленных в установленном порядке. Кстати, уголовно-процессуальный кодекс Германии сведения, полученные в результате осуществления неправомерного контроля, также не допускает к использованию в качестве доказательств и поэтому они не могут быть использованы при вынесении приговоров.

2.11 Снятие информации с технических каналов связи

Свои тактические особенности имеет снятие информации с технических каналов связи. Как правило, - это негласное мероприятие, проводимое на основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные права граждан, целью которого является получение информации, передаваемое заподозренными лицами по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.п.).

При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Преодолеть действующую систему защиты оперативный работник самостоятельно, как правило, не в состоянии.

2.12 Оперативное внедрение

Оперативное внедрение - это ОРМ, основанное на конспиративномвводе штатного сотрудника оперативного подразделения или конфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты, добывании сведений о лицах, фактах и об обстоятельствах, предоставляющих оперативный интерес, в воздействии на лиц и ином конспиративном участии в решении или способствовании решению задач ОРД.

Оперативное внедрение - вершина оперативно-розыскной деятельности. Интересы борьбы с организованной преступностью требуют упреждающих мероприятий оперативного характера для получения информации о преступных действиях и замыслах организованных групп. Поэтому для добычи сведений в ходе контактов с представителями криминальной среды так, чтобы они не знали, что в отношении них проводится оперативно-розыскное мероприятие, применяется проникновение в указанную сферу и общение офицеров особого назначения с лицами, входящими в сферу и инфраструктуру социально-аномальной среды, под легендой, в том числе с имитацией противоправной деятельности, а также с реальным участием в противоправной деятельности и иных проявлениях социальной патологии, ей свойственных. Однако последнее возможно, если законодатель предоставляет указанной категории сотрудников оперативных подразделений дискреционные полномочия. В этом случае соответствующие лица и их сообщества, оказавшиеся в орбите оперативно-розыскной деятельности, хотя и подозревают о том, что они потенциальные объекты оперативно-розыскных мероприятий, однако не находят подтверждения своим предположениям, сомнениям относительно того, попали ли они в поле зрения оперативно-розыскной деятельности или нет и продолжают свою противоправную деятельность, полагая, что о ней никому, и прежде всего органам, осуществляющим ОРД, не известно.