Смекни!
smekni.com

Состав правонарушений (стр. 2 из 4)

Следовательно, связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.

Правоприменитель, вынося решение по делу, должен установить характер всех этих связей, всесторонне анализируя фактические обстоятельства правонарушения. Иногда эта деятельность представляет довольно сложную проблему.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное (способное отвечать за содеянное), вменяемое лицо, а также социальная организация, совершившее противоправное деяние.

В основе деликтоспособности лежит дееспособность. Поэтому неделиктоспособное ли­цо всегда и недееспособно. Отсюда – не являются субъекта­ми правонарушения, а следовательно, не привлекаются к юридической ответственности малолетние и лица, признанные судом недееспособными (в гражданском праве) и невменяе­мыми (в уголовном праве). Вменяемость – психическое состо­яние лица, при котором он способен сознавать характер и об­щественную опасность совершаемых им юридических деяний, руководить ими. Критерий вменяемости (медико-юридический критерий) характеризует наличие (или отсутствие) в момент со­вершения общественно опасного деяния хронического психическо­го расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Лицо, признанное невменяемым, не подлежит уго­ловной ответственности, а подвергается принудительному ле­чению. Подлежит уголовной ответственности (согласно ст. 22 УК РФ) лицо вменяемое, которое во время совершения пре­ступления в силу психического расстройства не могло в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Кроме указанного критерия деликтоспособности в юриспру­денции используется социально-юридический критерий: воз­раст лица либо статус юридического лица. В уголовном праве по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду отдельных преступлений (убийство, похище­ние человека, изнасилование и др.) – с 14 лет.[6] В админист­ративном, трудовом и других отраслях права субъектами пра­вонарушений, как правило, считаются лица, достигшие 16 лет. Гражданское законодательство устанавливает ответствен­ность в полном объеме с 18 лет, а частично – с 14 лет. При гражданско-правовых проступках, если они совершаются ма­лолетними или недееспособными лицами, имущественную от­ветственность несут родители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Субъектами правонарушений могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Причем в уголовном праве – это индивиды, в гражданском праве – как физиче­ские, так и юридические лица. Уголовное и административное право, в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания, признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институт соучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).

Однако сле­дует подчеркнуть, что законодательство об административной ответственности юридических лиц в единую систему пока не сложилось, поэтому данная проблема еще требует серьезной научной и законодательной проработки. Вопрос о дисципли­нарной ответственности органов и организаций также являет­ся дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо преду­сматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объедине­нии и т. п. Природа этих мер не определена в законодатель­стве.

Субъективная сторона правонарушения. Став личностью и получив возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности, человек осознанно оценивает и направляет свою деятельность. В его социально значимых поступках проявляется индивидуальная воля, направленная на достижение тех или иных целей. При этом, преступая закон, нарушая его предписания, индивид должен осознавать, что своим поведением приносит вред государству или личности, пренебрегает общественными интересами, т.е. совершает виновное, противоправное деяние. В противном случае его действия можно приравнять к стихийным, разрушительным силам природы, которые, несмотря на значительный вред, нельзя оценивать с позиций права.

Таким образом, с субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвидения общественно опасных последствий своего поведения.

Различают две основные формы вины: умысел и неосторожность. Причем умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный).

Прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желании их наступления.

Косвенный умысел заключается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.

Понятие умысла и неосторожности достаточно четко и пол­но раскрыто и охарактеризовано нормами уголовного права.[7]Однако его правовое содержание носит универсальный харак­тер и фигурирует при решении вопросов, связанных с гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответ­ственностью. Вместе с тем уголовная ответственность имеет свою специфику, поскольку «она может не только повлечь строгие меры наказания, но и, в отличие от других видов пра­вовой ответственности, выражается в государственном осуж­дении виновного лица в форме обвинительного приговора, вы­носимого судом. Специфика правовой ответственности опреде­ляется спецификой вины».[8] В статье 5 УК РФ закреплен принцип вины, согласно которому уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается. Таким обра­зом, юридическая ответственность за правонарушения бази­руется на признании лица виновным в совершении правона­рушения, т. е. требуется наличие вины. Такое положение дей­ствует во всех отраслях права. Исключение составляет гражданское право. Здесь существуют некоторые отклонения от принципа виновной ответственности.

2. Рабочее время и время отдыха

Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

1. Статья 91 ТК РФ, во-первых, содержит определение рабочего времени, во-вторых, устанавливает его максимальную продолжительность, в-третьих, указывает на обязанность работодателя вести учет рабочего времени.

2. Определение рабочего времени, приведенное в ч. 1 ст. 91, основано на сложившемся в российской науке трудового права понятии рабочего времени и делает упор на фактор долженствования: к рабочему может быть отнесено время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности. В определении фактически отождествляются два различных понятия: рабочее время как таковое и его "норма". Установленная правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором норма рабочего времени может не совпадать с фактически отработанным временем. Например, работа сверх нормы, выполненная работником, также считается рабочим временем со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями даже в том случае, если работодатель привлекал работника к такой работе в нарушение законодательства и работник не обязан был ее исполнять. В подобных случаях следует руководствоваться определением рабочего времени, которое дано в Конвенции МОТ N 30 (1930 г.), где под рабочим временем понимается период, в течение которого трудящийся находится в распоряжении работодателя. Аналогичные определения рабочего времени даны в Конвенциях МОТ NN 51, 61.

3. В ст. 91 ТК подчеркивается, что в рабочее время включаются и иные периоды, которые в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Такие периоды - это специальные перерывы для обогревания и отдыха (см. ст. 109 ТК и комментарий к ней), перерывы для кормления ребенка (см. ст. 258 ТК и комментарий к ней) и др. Коллективным договором могут быть установлены и иные периоды, относящиеся к рабочему времени.

4. Норма рабочего времени - количество часов, которое работник должен отработать в течение определенного календарного периода. В основе определения нормы рабочего времени лежит календарная неделя. Продолжительность рабочего времени в течение календарной недели есть основная норма рабочего времени. Исходя из нее устанавливается в необходимых случаях норма рабочего времени на иные периоды (месяц, квартал, год).

.Современное трудовое законодательство - в соответствии с Конституцией РФ и международно-правовыми актами, к которым присоединилась Россия, - закрепило за трудовым законодательством в области регулирования рабочего времени функцию охраны труда, реализуемую путем установления законом предельной меры труда (40 часов в неделю), которую работодатели ни самостоятельно, ни по соглашению с представительными органами работников или с самими работниками не могут превышать.