Смекни!
smekni.com

Состав преступления (стр. 5 из 7)

Как известно, нормы уголовного права, описывая призна­ки соответствующего преступления, конструируются путем указания на запрет или предписания. Запретного характера нормы призваны обеспечить воздержание от общественно опасных действий, а нормы предписывающего характера – от наступления, в случае их невыполнения, общественно опасных последствий.[15]

Бесспорно, что всякое событие и действие всегда влечет за собой определенные изменения во внешнем мире, т. е. последствия. Все их великое множество можно разбить на две условные категории: социально-значимые и не носящие такого характера. Естественно, что вторые лежат за преде­лами права вообще. Первые могут быть социально полезными и социально вредными. Коль скоро преступное деяние пред­ставляет собой вмешательство человека в ход определенных событий, изменение их, направление в искусственное русло, очевидно, что оно влечет массу разнообразных последствий. Однако для права важны только юридически значимые пос­ледствия.

В юриспруденции преступные последствия отождествля­ются с термином «результат». Применительно к преступле­ниям думается, что термин «результат» надо толковать как следствие, вызванное человеческим действием, точнее, вы­званные этими действиями изменения в объекте – обще­ственно опасные последствия.

Таким образом, отвлекаясь от множества последствий, иррелевантных для уголовного права, можно сказать, что преступный результат есть ущерб, причиненный прежде всего субъектам (участникам) общественных отношений, ох­раняемых уголовным правом.

Преступный ущерб может быть материальным, физи­ческим, политическим и т. п. Но можно ли при этом сказать, что материальный, физический, моральный ущерб причи­няется общественным отношениям, а не конкретным лицам? Действительно, с юридической точки зрения дело обстоит значительно сложнее (см. главу 6 «Объект преступления»).

Шкала социальных ценностей, с которыми связан объ­ект преступления, зависит от экономических, политических, моральных, религиозных отношений, представлений, взгля­дов, господствующих в обществе. Эти ценности изменяются в процессе развития общества, эволюции его материальной и духовной культуры, меняется и их шкала. Следует, одна­ко, заметить, что подобные изменения происходят в период революций, общественных потрясений социального или эко­номического характера или в период мирной перестройки общества. В недавнем прошлом, в советский период жизни России, на первом месте в иерархии уголовно-правовых цен­ностей стояло государство, социалистическая собственность, затем – жизнь и здоровье человека. Демократические ре­формы коснулись и системы российского уголовного законо­дательства. В соответствии с мировыми гуманистическими представлениями о социальных ценностях Особенная часть действующего ныне УК начинается преступлениями против личности.

Реальная тяжесть последствий, ущерба, причиненного преступлением, представляется одним из самых важных фак­торов, составляющих в глазах законодателя тяжесть пре­ступления, а следовательно, и степень суровости наказания за него. Если сравнить санкции за деяния, причиняющие реальный ущерб, и ставящие объект в опасность, то окажется, что последние значительно мягче первых, при равенстве всех прочих условий: вины, квалифицирующих признаков и т. п.

В формальном плане все последствия можно разделить на три вида: 1) последствия, прямо перечисленные в законе; 2) последствия, хотя и не перечисленные в законе, но влия­ющие на ответственность преступника; 3) последствия, ко­торые с точки зрения уголовного права безразличны для правовой оценки преступления. В первом случае только при наступлении этих последствий (всех, нескольких, единич­ных, в зависимости от конструкции диспозиции) состав пре­ступления считается оконченным. Их отсутствие образует оконченное или неоконченное покушение на преступление.[16] Несколько сложнее обстоит дело с последствиями второго вида. Их наступление или ненаступление может повлиять на меру наказания, когда они перечислены в ст. 61 или 62 УК.

К сожалению, УК иногда прибегает к нежелательному, с точки зрения законодательной техники, приему, называя различными терминами одинаковые по существу последст­вия: тяжкие последствия, крупные размеры, значительный ущерб, существенный ущерб, существенный вред. Можно заметить: чем неопределеннее последствия, тем больше тав­тологии. А это затрудняет реализацию принципа единообра­зия толкования закона. Как правило, в таких случаях зако­нодательным усовершенствованием занимается Верховный Суд Российской Федерации, который пытается разъяснять смысл таких терминов в своих постановлениях и определе­ниях. Чаще всего все эти обстоятельства имеют оценочный смысл.

2.3. Субъект преступления

Уголовной ответственности подлежат только вменяемые люди, достигшие 16-летнего возраста. Для отдельных преступлений закон устанавливает ответственность с 14 лет. Это установлено ст. 20 УК РФ. Если несовершеннолетний достиг 14 или 16 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения преступления не мог в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Не подлежит уголовной ответственности невменяемое лицо. Невменяемый – это лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия либо руководить ими вследствие хронического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.[17]

К таким лицам по определению суда могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Это устанавливает ст. 22 УК РФ. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Согласно ст. 23 УК РФ лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, подлежат уголовной ответственности. Лицо может быть признано невменяемым, только если его психическое состояние характеризуется какой-либо патологией: психическое расстройство, слабоумие, иное болезненное состояние психики. Этот критерий называется медицинским или биологическим. Другой критерий характеризует уровень и состояние интеллекта, то есть волевую сторону психики. Этот критерий называют юридическим или психологическим. Интеллектуальный элемент психологического критерия состоит в неспособности лица осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния. Волевой элемент означает, что человек не может руководить своими действиями. Медицинский критерий может выражаться в следующих формах расстройства:

а) хронические психические расстройства (шизофрения, эпилепсия и др.);

б) временное психическое расстройство (патологическое опьянение и др.);

в) слабоумие (старческое слабоумие и др.). Некоторые формы слабоумия не исключают вменяемости при совершении преступления. Например, дебильность;

г) иное болезненное состояние психики: бред, галлюцинации и др.

Состояние невменяемости устанавливается следствием и судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Если лицо вследствие заболевания (медицинский критерий) не могло отдавать отчет своим действиям (юридический критерий), оно должно признаваться невменяемым. Лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, признаются вменяемыми. Исключение составляет патологическое опьянение.[18] Оно наступает неожиданно и даже при употреблении малых доз алкоголя. Патологическое опьянение относится к кратковременным психическим расстройствам и качественно отличается от глубокой степени обычного бытового опьянения. В состоянии патологического опьянения у человека возникают искаженное восприятие окружающей обстановки, возбуждение, что приводит к неправомерному поведению и иногда к преступлению. Бывает, что в таком состоянии возникают галлюцинации, бредовые идеи. Характерным признаком патологического опьянения является отсутствие физических признаков опьянения. Состояние патологического опьянения носит кратковременный характер. Обычно человек быстро засыпает, спит глубоким сном и потом ничего не помнит.

2.4. Субъективная сторона состава преступления

Преступление как общественно опасное деяние совер­шается при взаимной обусловленности объективных и субъ­ективных признаков. К числу первых относятся объект и объективная сторона, к числу вторых – субъект и субъек­тивная сторона. Общим для названных признаков является то, что они с разных сторон характеризуют одно и то же социальное явление (преступление). В отличие от объектив­ной, субъективная сторона отражает внутренние процессы, происходящие в сознательной и волевой сферах лица, со­вершающего либо готовящегося совершить преступление. В реальной жизни обе стороны преступления существуют неразрывно, обусловливая само деяние, в одном месте, в одно время, совершаемые одним и тем же лицом. Однако при те­оретическом анализе представляется возможным рассмотреть объективную и субъективную стороны преступного деяния раздельно, не забывая при этом об их внутреннем единстве.[19]