СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СЛУЖЕБНОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ
За последние годы в процессе осуществления хозяйственной деятельности отечественные субъекты все чаще сталкиваются с понятиями служебной и коммерческой тайны. Говорить о том, что законодательство Республики Беларусь не предоставляет возможностей для защиты служебной и коммерческой тайны, было бы явной несправедливостью. Вместе с тем нельзя не отметить, что имеющиеся нормы не всегда согласованы между собой, кроме того, остается множество вопросов, до сих пор не нашедших должной правовой регламентации. Как представляется, проблему можно было бы решить, приняв специальный закон о коммерческой и служебной тайне. Его разработке, безусловно, должен предшествовать тщательный анализ действующего законодательства, его сильных и слабых сторон.
Правовой институт коммерческой и служебной тайны - один из старейших методов охраны собственности. Оставление в тайне секретов производства и других видов деятельности как средство обеспечения фактического преимущества перед другими участниками торгового оборота является классической формой охраны результатов определенной деятельности. Однако правовое регулирование отношений, связанных с указанными объектами промышленной собственности, началось лишь в ХХ столетии.
В СССР, где на протяжении 70 лет доминировала планово-административная экономика, данный вид регулирования практически отсутствовал. Впервые право участников оборота на сохранение коммерческой тайны было провозглашено Законом СССР от 04.06.1990 "О предприятиях в СССР". В ст. 33 указанного Закона раскрывалось понятие коммерческой тайны как не являющихся государственными секретами сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам.
Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 № 462-XII "О предприятиях" 1 в ст. 96 фактически повторил это определение коммерческой тайны, но применительно к конкретному юридическому лицу: "Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам". Этим же Законом в ст. 97 был установлен порядок определения состава и объема сведений, составляющих коммерческую тайну: "Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь".
Понятие служебной и коммерческой тайны в ГК
С принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в национальном законодательстве появилось развернутое определение коммерческой и служебной тайны. ГК под коммерческой и служебной тайной понимает информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 140 ГК). Таким образом, чтобы те или иные сведения могли быть признаны информацией, составляющей охраняемую правом коммерческую или служебную тайну, они должны отвечать как минимум трем общим требованиям, определенным ГК.
Некоторые авторы полагают, что таких требований должно быть четыре, указывая, что "для предоставления правовой охраны коммерческой или служебной информации необходимо, чтобы соответствующие сведения имели действительную или потенциальную ценность..." 2 .
Итак, информация может считаться коммерческой тайной тогда, когда, во-первых, она неизвестна третьим лицам. В соответствии с данным требованием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, должны исключаться те, которые не представляют интереса для окружающих. Сведения, обладающие действительной или потенциальной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае нужно понимать лиц, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предприниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители продукции, работ и услуг обладателя коммерческой тайны и т.д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которые узнали об этих сведениях в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых возложена обязанность сохранить их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной.
Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если же подобная информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (например, путем анализа открытых данных, изучения образцов выпускаемой продукции и т.п.), она не может признаваться коммерческой тайной.
В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, необходимо, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Перечень таких мер весьма широк. К ним можно отнести различные меры организационного, технического и юридического характера, направленные на защиту информации от несанкционированного доступа третьих лиц.
Надо полагать, что подобные сведения должны быть задокументированы, то есть зафиксированы на материальном (бумажном, электронном и т.п.) носителе с соответствующими реквизитами, позволяющими идентифицировать эти сведения.
Охраняемая законом тайна согласно иным
законодательным актам
В настоящее время белорусское законодательство об охране коммерческой и служебной тайны представляет собой совокупность норм, которые содержатся в различных нормативных правовых актах, посвященных в том числе регулированию и иных общественных отношений. Основной из них, как сказано выше, является ст. 140 ГК, в которой содержится определение коммерческой и служебной тайны, раскрываются условия признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и указываются основные юридические средства защиты прав ее обладателя.
Большое значение для исследуемого вопроса имеет Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" в редакции Закона от 02.12.2002 № 154-З. Его нормы, в частности, запрещают незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, определяют функции и права государственных антимонопольных органов, содержат санкции, применяемые к нарушителям правил добросовестной конкуренции. В частности, в п. 4 ст. 14-2 Закона указывается: "Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными также действия, противоречащие требованиям настоящего Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу".
Закон Республики Беларусь от 06.09.1995 № 3850-XII "Об информатизации", хотя и не включает специальных правил, посвященных охране коммерческой и служебной тайны, но содержит целый ряд норм, имеющих к ней непосредственное отношение. В частности, в нем раскрываются понятия документированной информации, информационных ресурсов, информационных технологий, защиты информационных ресурсов и т.д. Например, в ст. 19 этого Закона установлено, что органы государственной власти, юридические и физические лица имеют равные права на доступ к информационным ресурсам. Исключение составляют случаи, когда запрашиваемые сведения касаются документированной информации ограниченного доступа. Отнесение информации к информации подобного рода, порядок ее накопления, обработки, охраны и доступа к ней определяются уполномоченными государственными органами при сохранении условий, устанавливаемых законодательством. Не может быть ограничен доступ к документированной информации:
- устанавливающей правовой статус государственных органов и юридических лиц;
- определяющей права, свободы, обязанности физических лиц и порядок их реализации;
- о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой, обеспечивающей безопасность существования общества;
- отнесенной к источникам знаний и накапливаемой в информационных системах в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и права.
Трудовой кодекс Республики Беларусь предусматривает в качестве обязанности работников, а также представителей сторон коллективных переговоров хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя (ст. 53, 357 Кодекса).
Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь содержит такое новое для белорусского законодательства понятие, как "налоговая тайна". Изучив определение этого понятия даже без детального анализа, можно говорить о "близком родстве" его с коммерческой и служебной тайной. В ст. 79 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая тайна представлена, как "любые сведения, полученные органами, указанными в абзацах четвертом-седьмом ст. 4 настоящего Кодекса, о плательщиках (иных обязанных лицах)". Исключение составляют сведения: