Смекни!
smekni.com

Соучастие в преступлении (стр. 2 из 6)

Признак множественностисубъектов означает, что в совершении преступления участвуют два или более лица. Положения общей части УК РФ, относящиеся и к институту соучастия, носят универсальный характер и должны применяться во всех случаях, когда речь идет о групповом преступлении. При этом совершение преступления группой лиц - не просто квалифицирующее обстоятельство, но еще и определенная форма соучастия, прямо выделенная в статье Особенной части УК РФ.

Уголовный Кодекс РФ устанавливает два возрастных критерия привлечения к уголовной ответственности: общий критерий - с 16 лет и исключительный, в отношении ограниченного круга деяний, - с 14 лет. Поэтому быть соучастником в преступлениях, ответственность за совершение которых установлена с 16 лет, могут быть только лица, достигшие 16 - летнего возраста; если ответственность наступает с 14 лет, то и иные соучастники могут привлекаться к ответственности по достижении этого возраста.

Бывают случаи, когда исполнитель не может являться субъектом преступления в силу возраста (ст. 20 УК) или невменяемости (ст. 21 УК)[7]. В таком случае необходимо вести речь о так называемом опосредованном причинении. Вред охраняемым законом отношениям в данном случае причиняется посредством использования лица, не подлежащего уголовной ответственности. То есть, данное лицо используется как орудие преступления в руках надлежащего субъекта. При этом надлежащий субъект действует умышленно, используя лицо, не отвечающее требованиям субъекта преступления.

Правила квалификации таких действий были определены в Постановлении № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних”, пункт 9 которого гласит:

“Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежа­щего уголовной ответственности в силу возраста (статья 20 УК РФ) или невменяемости (статья 21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по ука­занным выше основаниям, лицо, вовлекшее несо­вершеннолетнего в совершение этого преступле­ния, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.”

Часть 2 статьи 33 УК РФ, прямо выделяя таких лиц, признает их исполнителями, действия которых квалифицируются непосредственно по статьям Особенной части УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ[8]. Таким образом, “посредственное причинение” полностью охватывается понятием единолично выполненного преступления, но только при том условии, что лицо, использующее другого человека, не являющегося субъектом данного преступления, сознает это.

Признак совместности деятельности соучастников означает действия сообща, когда каждый участник своими теми или иными действиями (бездействиями) вносит свой вклад в совершение преступления. При этом соучастники могут быть как соисполнителями, когда каждый из них одновременно или в разное время полностью или частично выполняет объективную сторону преступления, так и с распределением ролей между ними, когда объективную сторону выполняет лишь исполнитель преступления, а остальные соучастники играют роли организатора, пособника, подстрекателя.

Классическим примером совместной деятельности соучастников преступления с распределением ролей может служить дело Файзуллиной и других, приведенное в анализе судебной практики Верховного Суда РФ. Файзуллина договорилась об убийстве мужа через Проскурнину, ей же передала деньги для вручения исполнителю. Проскурнина передала деньги исполнителю. После убийства, осуществленного Шевцовым, Файзуллина вместе с Проскурниной убирали следы крови, окровавленные вещи. Файзуллина признана виновной в соучастии в убийстве своего мужа в форме подстрекательства и пособничества, Проскурнина - в форме пособничества. Файзуллина и Проскурнина осуждены по ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. З[9]. По делу также осужден исполнитель убийства по найму Шевцов. (Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 3, стр.15)

Установление совместности деятельности предполагает наличие трех основных элементов.

Во-первых, - взаимообусловленности деяний двух или более лиц. Конкретное участие отдельных лиц в преступлении по своему характеру может быть различным, совершаться с разной степенью интенсивности. Например, при убийстве группой лиц по предварительному сговору трое, имея единый умысел на лишение жизни другого человека, подвергают его избиению, но при этом один наносит всего два удара по голове, а двое других - по пять ударов каждый. То есть, действия каждого из соучастников взаимно дополняют друг друга в направлении реализации единого умысла на совершение преступления - убийства. Как правило, с объективной стороны соучастие совершается путем активных действий. Но вместе с тем не исключается возможность совершения преступления соучастниками и в форме бездействия. Например, когда охранник по согласованию с другими лицами не выполняет свои обязанности по охране территории и этим способствует совершению на этой территории преступления.

Во-вторых, единого для соучастников преступного результата. Это значит, что соучастники, совершая взаимно дополняющие действия, направляют их на достижение общего для них всех результата. Случаи, когда лица участвуют в совершении одного посягательства, но при этом стремятся к достижению различных последствий, не могут расцениваться как соучастие.

В-третьих, необходима причинная связь между деянием каждого соучастника и наступившим общим преступным результатом.

Соучастие возможно на любой стадии совершения преступления (в процессе подготовки преступления, его начала либо в момент совершения в качестве присоединяющейся деятельности), но обязательно до его окончания - фактического прекращения посягательства на соответствующий объект. Это вытекает из того неоспоримого обстоятельства, что только до окончания преступления можно говорить о наличии обусловливающей и причинной связи между действиями соучастников и совершенным преступлением. Данное обстоятельство является объективным основанием ответственности соучастников. Единственным исключением в данном случае может стать ситуация, когда пособник согласно предварительной договоренности с другими соучастниками начинаетвыполнять свои заранее оговоренные действия после совершения преступления (обещанное сокрытие орудий преступления или лица, совершившего таковое). Основанием для признания такого лица соучастником преступления является наличие предварительной договоренности о действиях по заранее обещанному укрывательству, как одной из форм пособничества. Понятие заранее не обещанного укрывательства находится за рамками института соучастия.

С субъективной стороны соучастие характеризуется умыш­ленной виной всех участников преступления: каждый субъект сознает общественно опасный характер собственного деяния и действий других соучастников (хотя бы одного), предвидит общественно опасные последствия, желает или сознательно допускает их наступления. Соучастие в неосторожном преступ­лении невозможно (ст. 32 УК РФ)[10].

Не образует соучастия действия лица, совершающего то или иное преступление с использованием заблуждения дру­гого вменяемого лица, хотя и достигшего возраста уголов­ной ответственности, но не сознающего истинных намерений виновного и потому действующего по неосторожности либо невиновно. В подобной ситуации первое лицо подлежит ответ­ственности за умышленное совершение преступления, а второе либо не несет ответственности вовсе, либо индиви­дуально отвечает за неосторожное причинение преступного результата.

Субъективная сторона соучастия предполагает не только наличие умышленной вины всех соучастников в отношении совершенного преступления, но и взаимную осведомленность в том, что их желаемые (как акт свободного волеизъявления) совместные действия направлены на достижение общего пре­ступного результата. Как неоднократно отмечал Верховный Суд, соучастие признается обоснованным в том случае, если установлено, что обвиняемый, объективно способствовавший совершению преступления, имел с непосредственным испол­нителем единые намерения, общие цели и взаимную осведом­ленность о преступной деятельности.

При совершении преступления в соучастии умыслом не менее двух лиц охватывается их взаимодействие в процес­се достижения преступного результата, когда каждый соуча­стник осведомлен о том, что к его деянию присоединяются общественноопасные деяния другого соучастника (хотя бы одного). Так, при совершении преступления несколькими лицами, выступающими в качестве соисполнителей, каждый из них действует умышленно и вместе с тем сознает, что делает это совместно с другими соучастниками (как мини­мум с одним из них). Если в конкретной обстановке такое сознание отсутствует, то ответственность виновного насту­пает не за соучастие, а за индивидуально совершенное пре­ступление.

При соучастии с разделением ролей (сложное соучастие) необходимо, чтобы соучастники знали о действиях исполни­теля, были осведомлены о совершаемом им преступлении. Теория уголовного права и судебная практика исходят из того, что лицо не может быть признано соучастником пре­ступления, если оно не знало о преступных намерениях ис­полнителя. Подстрекатель, пособник, организатор должны быть осведомлены о противоправном характере действий исполнителя и сознавать общественную опасность своих действий.

Соучастие также предполагает осведомленность исполни­теля о деятельности других соучастников (хотя бы одного — подстрекателя, пособника), содействующих совершению преступления. При этом субъективная связь между подстре­кателями и пособниками не является обязательным призна­ком соучастия: они могут не знать друг друга, взаимодей­ствуя только с исполнителем преступления, что не влияет на квалификацию их действий.