Смекни!
smekni.com

Соучастие в преступлении (стр. 3 из 6)

В большинстве случаев соучастники преступления действу­ют с прямым умыслом. Однако возможен и косвенный умы­сел: совершая преступление в соучастии, лицо сознает обще­ственно опасный характер как своего деяния, так и действий других соучастников (хотя бы одного из них), предвидит их общественно опасные последствия (интеллектуальный мо­мент умысла), желает или сознательно допускает их наступ­ления (волевой момент умысла). Данная позиция вытекает из законодательного определения соучастия: подчеркивая умышленный характер действий соучастников, ст. 32 УК РФ не ограничивает их определенным видом умысла, допуская тем самым оба его вида[11]. Соучастники, совместно совершая об­щественно опасное деяние с целью достижения определенно­го результата, в конкретных случаях могут не желать дру­гого, побочного вредного последствия, но при этом сознавать возможность его наступления и безразлично относиться к нему.

При умышленной форме вины цели и мотивы действий соучастников могут не совпадать. При этом решающее значение имеют не мотивы соучастников, а сознание ими того, что совместные усилия направлены на совершение одного преступления, а также их желание или сознательное допущение наступления преступного результата.

Виды соучастников и формы соучастия.

Соучастниками признаются лица, умышленно участву­ющие в совершении умышленного преступления. Они разли­чаются между собой по характеру действий, которые выпол­няют в процессе совершения преступления. Статья 33 УК предусматривает следующие виды соучаст­ников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник[12].

Исполнитель — это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных УК (ч. 2 ст. 33)[13]. Исполнителем преступ­ления признается тот субъект, который своими действиями выполняет объективную сторону состава преступления или се часть, т.е. совершает действия, описанные в соответству­ющей статье Особенной части УК. Так, исполнителем убий­ства является лицо, причинившее смерть потерпевшему пу­тем выстрела из огнестрельного оружия, нанесения ножево­го ранения (ст. 105 УК РФ)[14], и т.д.

В качестве исполнителя преступления могут выступать одно или несколько лиц. В случаях, когда объективная сто­рона состава того или иного преступления выполнена совме­стными действиями нескольких лиц, имеет место соисполнительство. При этом каждый из исполнителей может либо полностью выполнить действия, описанные в соответству­ющей статье Особенной части УК (например, при групповом хулиганстве — ст. 213 УК[15]), либо исполнить только какую-либо часть этих действий (например, угроза оружием и удер­жание потерпевшего при разбое, когда другой соисполнитель изымает ценности — ст. 162 УК[16]).

Соисполнителем также признается лицо, которое непос­редственно не выполняет объективную сторону состава де­яния, но, находясь на месте преступления, помогает в этом другим соучастникам. Если лицо удерживает потерпевше­го при причинении вреда его здоровью либо лишает его воз­можности оказывать сопротивление изъятию имущества, то оно наряду с теми, кто непосредственно причиняет вред здо­ровью или изымает имущество, признается соисполнителем.

Таким образом, для признания лица исполнителем (соис­полнителем) преступления необходимо, чтобы оно приняло участие в самом процессе совершения преступления. Приме­нительно к убийству Пленум Верховного Суда неоднократ­но указывал, что в качестве исполнителей преступления следует признавать лиц, которые действовали совместно, с умыслом, направленным на совершение убийства, и непосредственно участвовали в процессе лишения жизни потерпевшего.

В тех случаях, когда орудием совершения преступления выступают лица, не подлежащие ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, исполнителем признается тот субъект, кто использует их для вы­полнения объективной стороны состава преступления. К другим обстоятельствам, в силу которых лицо не подле­жит уголовной ответственности, относятся невиновное при­чинение или совершение преступления по неосторожности. В этих случаях субъект-исполнитель использует ошибку не­виновно действующего лица для совершения преступления либо неосторожное преступление другого лица, не являюще­гося соучастником.

Исполнителями некоторых преступлений (в частности, должностных, воинских, против правосудия и др.) могут быть только лица, обладающие признаками специального субъекта. Поэтому когда лицо, не обладающее такими при­знаками, непосредственно участвует в выполнении объектив­ной стороны состава такого преступления, оно не может быть признано его исполнителем (соисполнителем). Его дей­ствия следует рассматривать как пособничество в соверше­нии преступления со специальным субъектом. Согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ, лицо, не являющееся субъектом преступления, спе­циально указанным в соответствующей статье Особенной части, участвовавшее в совершении преступления, преду­смотренного этой статьей, несет ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника[17].

Организатором признается лицо, организовавшее совер­шение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступ­ное сообщество (преступную организацию) либо руководив­шее ими (ч. 3 ст. 33 УК)[18]. Такая деятельность возможна не только при множественности преступлений, но и при совер­шении единичных общественно опасных деяний.

Организация преступления может выражаться в определе­нии объекта посягательства, разработке плана деятельности, выборе соучастников, подготовке орудий и средств соверше­ния преступления и т.п.

Руководство преступлением проявляется в распределении обязанностей между соучастниками, в даче указаний в про­цессе совершения деяния, в распоряжениях о мерах по сокры­тию следов и т.д.

Таким образом, организатор выступает вдохновителем, инициатором преступления. Он объединяет усилия и направ­ляет деятельность других соучастников на достижение пре­ступного результата. При этом организатор может также непосредственно участвовать в преступлении в качестве соисполнителя либо руководить действиями других соучас­тников, находиться на месте преступления или быть вне его пределов.

С субъективной стороны действия организатора возмож­ны лишь с прямым умыслом: он не только сознает характер своих действий и их последствий, но и желает их наступле­ния, объединяет усилия других соучастников на достижение желаемых целей.

В тех случаях, когда организатор непосредственно не участвует в выполнении объективной стороны, его действия квалифицируются по статье Особенной части, предусматри­вающей ответственность за совершенное преступление, и ч. 3 ст. 33 УК РФ (ч. 3 ст. 34 УК РФ)[19]. Однако это касается действий организаторов преступлений, совершенных в форме сложно­го соучастия с распределением ролей, т.е. соучастия в тес­ном смысле слова.

Действия организаторов преступлений, совершенных организованной группой и преступным сообществом, подле­жат квалификации по статьям Особенной части УК РФ без ссыл­ки на ст. 33, так как указанные в ст. 35 УК РФ формы совер­шения групповых преступлений признаются соисполнительскими действиями[20].

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК). Он склоняет другое лицо к преступлению, возбуждает в нем желание и решимость его совершить, поэтому действия подстрекателя находятся в причинной связи с совершенным преступлением и наступившим результатом.

Подстрекатель непосредственно не участвует в выполне­нии объективной стороны состава преступления. Оставаясь в стороне, он добивается совершения преступления чужими руками, чем отличается от исполнителя. Если же он, возбу­див у других лиц решимость совершить деяние, в последу­ющем сам принимает непосредственное участие в нем, то становится соисполнителем преступления. В таком случае действия подстрекателя оцениваются аналогично действиям исполнителя преступления, а его роль инициатора учитыва­ется при индивидуализации наказания.

Подстрекательство выражается в разнообразных актив­ных действиях: просьбах, советах, убеждениях, запугивании, подкупе, угрозах как устно, так и письменно. Не могут рас­сматриваться как подстрекательство высказывания общего характера о желательности совершения общественно опас­ного деяния, восхваление или поощрение антиобщественных поступков, преступных наклонностей отдельных людей, так как они не связаны со склонением к непосредственному со­вершению конкретного преступления.

От организатора подстрекатель отличается тем, что его роль ограничивается склонением другого лица к совершению преступления.

С субъективной стороны подстрекатель всегда действует умышленно, чаще с прямым умыслом.

Действия подстрекателя квалифицируются по статье Особенной части УК РФ, предусматривающий преступление, к совершению которого он подстрекал исполнителя, но со ссылкой на ч.4 ст.33 УК РФ[21]. Если же подстрекатель, принимая непосредственное участие в совершении преступления, становится его соисполнителем, то ссылка на ст. 33 УК РФ не требуется.