Соучастники отвечают за самостоятельные действия, но поскольку в совершаемом преступлении они связаны через действие (бездействие) исполнителя, вопрос об окончании преступления решается в зависимости от стадии осуществления действий исполнителя. Когда исполнителю не удается довести до конца совместно задуманное по причинам, не зависящим от него, остальные соучастники в зависимости от стадии совершения преступления несут ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление.
Преступления, совершаемые в соучастии, точно так же, как и сами соучастники, могут характеризоваться различными объективными и субъективными признаками. В связи с этим возникает вопрос о пределах вменения соучастникам различных элементов , характеризующих деяние, совершенное исполнителем. По общему правилу, объективные признаки, характеризующие деяние (способ, время совершения преступления, и т.д.) и имеющиеся у одного, вменяются в ответственность другим соучастникам, если они охватывались их умыслом. Субъективные признаки, характеризующие признаки самого деяния (особые мотивы, цели), также вменяются другим соучастникам, но при обязательном условии, что они охватывались их умыслом.
Индивидуализация наказания соучастников осуществляется в соответствии со ст. 67 УК РФ на основе общих начал назначения наказания и в соответствии характером, степенью фактического участия лица в его совершении, его влияния на характер и размер причиненного или возможного вреда, а также значения этого участия для достижения цели преступления[34].
Что касается смягчения или отягощения наказания для каждого соучастника, то обстоятельства, влияющие на это, учитываются для каждого в отдельности.
Эксцесс исполнителя – совершение исполнителем преступления, которое не охватывалось умыслом других участников (ст.36 УК РФ)[35]. При эксцессе имеет место отклонение деятельности исполнителя, когда он совершает какие либо действия, выходящие за пределы сговора с другими соучастниками.
Если соучастники договорились о совершении квартирной кражи, а исполнитель при этом совершает убийство возвратившегося домой хозяина квартиры, то он будет привлечен к уголовной ответственности за совершение убийства и кражи. Остальные соучастники будут привлечены к уголовной ответственности только за соучастие в краже, поскольку об убийстве владельца имущества они не договаривались (их общим умыслом это не охватывалось), а его совершил исполнитель без ведома других.
Эксцессы подразделяются на количественные и качественные:
• при количественном эксцессе возможны два случая. В первом случае исполняет действия однородного характера, охватывающиеся умыслом всех соучастников, но причиняет при этом более тяжкий вред, чем это было предусмотрено сговором (например, подстрекатель склонил исполнителя к краже, а он совершил грабеж). Во втором случае — исполнитель совершает преступление с отягчающими обстоятельствами, которые не охватывались умыслом соучастников (например, убийство с особой жестокостью);
• при качественном эксцессе исполнитель совершает вместо согласованного с другими соучастниками преступления другое, посягающее на иной объект уголовно-правовой охраны, который не охватывается умыслом соучастников (например, вместо согласованной кражи исполнитель совершает изнасилование).
Таким образом, за эксцесс исполнителя ответственность несет только сам исполнитель преступления. В действиях других соучастников отсутствуют как объективные, так и субъективные признаки того преступления, которое и выразилось в эксцессе его исполнителя.
Прикосновенность к преступлению и ее отличие от соучастия.
Под прикосновенностью к преступлению в уголовном праве понимается умышленная деятельность, которая связана с преступлением другого лица, но не является содействием в его осуществлении. Особенностью прикосновенности является то, что поведение лица связано с совершением преступления другим лицом, однако оно не способствует совершению преступления этим лицом, не находится с ним ни в причинной, ни в виновной связи. В этом заключается отличие прикосновенности от соучастия в преступлении.
Действующее уголовное законодательство России выделяет три вида прикосновенности к преступлению:
· заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (ст.316 УК РФ)[36];
С объективной стороны под укрывательством преступления понимается действие (бездействие), направленное на сокрытие преступника, орудий и средств совершения преступления, предметов, добытых преступным путем. В этом смысле под сокрытием преступника признается предоставление ему убежища, документов, пищи и т. п.
Преступление считается оконченным с момента совершения одного из перечисленных выше действий.
Укрывательство преступления следует отличать от соучастия в преступления по критерию отсутствия причинной связи между укрывательством и совершаемым преступлением. При укрывательстве виновному становится известно о преступлении уже после его совершения. Виновный в укрывательстве никаким способом не обуславливает совершение преступления, а только воздействует на последствия преступления. Отсутствие заранее взаимно обусловленных действий главный критерий, позволяющий отличить соучастие в преступлении от укрывательства преступления. Только заранее не обещанное укрывательство наказуемо по данной статье. Что же касается укрывательства, заранее обещанного, то оно квалифицируется как пособничество, однако лишь в случае, если речь идет об укрывательстве, которое наказуемо само по себе, т. е. как не обещанное заранее. Субъективная сторона преступления – прямой умысел.
· приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст.175 УК РФ)[37];
Преступление, предусмотренное ст.175, необходимо отличать от фактов приобретения или сбыта имущества, рассматриваемых в рамках института соучастия в преступлении. Деяние (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем) квалифицируется как соучастие в преступлении в том случае, если добытое имущество: а) заранее (т.е. до его совершения) было обещано исполнителю; б) хотя и не было заранее обещано исполнителю, но в силу систематически совершаемых преступлений давало последнему основание рассчитывать на подобное содействие.
· попустительство – разновидность прикосновенности к преступлению, выражающаяся в невыполнении субъектом обязанности воспрепятствовать совершению преступления, вмененная ему на законных основаниях. Нормы, предусматривающей ответственность за непосредственное попустительство, в УК РФ нет.
Общественная опасность прикосновенности к преступлению заключается в том, что она препятствует изобличению преступника или облегчает совершение преступления.
Заключение.
Цель данной работы заключалась в раскрытии понятия института соучастия в российском уголовном праве, описании признаков соучастия в совершении преступления, определении видов соучастников и форм соучастия, и основных принципов их ответственности.
На протяжении всей истории развития отечественного уголовного права институт соучастия являлся одним из наиболее сложных и дискуссионных в учении о преступлении и в целом в теории уголовного права.
Думается, что ныне действующее уголовное законодательство России и практика его применения судами, обобщаемая и анализируемая Верховным Судом РФ, позволяет успешно разрешать возникающие в уголовно-процессуальной деятельности вопросы ответственности конкретных лиц, соучаствующих в совершении преступлений, полно, объективно, всесторонне оценивать их роли и вклад в противоправные деяния и индивидуализировать меры ответственности исходя из декларируемых в нормах права принципа вины, а также принципов гуманизма и справедливости – неотъемлемых атрибутов современного российского закона, что приобретает особую актуальность в нынешний период судебной реформы, о чем, в частности, четко и принципиально говорит Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Решение задач.
Задача 1.
Уваров договорился с Чесноковым и Физовым совершить кражу из магазина. В назначенное место сбора Уваров не пришел, и Чесноков с Сизовым вдвоем совершили кражу из магазина на сумму 6 тыс. рублей. О совершенной краже они рассказали Уварову и попросили его сбыть похищенные вещи, что он и сделал.