Смекни!
smekni.com

Химико-токсикологический анализ (стр. 3 из 9)

1. Прежде всего устанавливают характер объекта, его консистенцию, морфологический состав, например, при внутренних органах трупа отмечается, части каких органов в нем заключаются.

2. Устанавливают, консервированы ли объекты. Консервирование внутренних органов трупов при пересылках на достаточно большие расстояния часто производятся винным спиртом. Это важно установить потому, что некоторые дальнейшие манипуляции, например, разрушение органических веществ хлором, потребуют удаления спирта.

В протоколах вскрытия и других препроводительных документах консервирование обыкновенно отмечается, но иногда это и упускается. В случаях консервирования объектов винным спиртом при объекте должен быть доставлен образец этого спирта для производства судебнохимического исследования.

Были недопустимые по существу дела попытки консервировать формалином, уничтожающим многие яды, как, например, аммиак, синильную кислоту и пр., затрудняющим открытие метилового спирта и, наконец, могущим быть ядом.

3. Определяют запах объекта. Часто он дает руководящие указания, например, горькоминдальный запах при синильной кислоте и простой цианистой соли вследствие гидролиза, нитробензоле, бензойном альдегиде; запах винного спирта, особенно денатурированного (пиридиновых оснований), сивушного масла, карболовой кислоты, дихлорэтана и пр. Резкий запах нитробензола обыкновенно и дает повод к его отысканию. Понятно, что пахучие продукты гниения часто маскируют первоначальный запах. Иногда прибавление нескольких капель раствора перманганата калия уничтожает запах продуктов гниения.

4. Цвет объекта дает обыкновенно ценные указания. При внутренних органах трупа, рвотных массах, пище и пр. является весьма важным установить, равномерно ли окрашен весь объект или окрашены только некоторые места; не исходит ли окрашивание от отдельных частиц, кристаллов и пр. Желтое окрашивание характерно для пикриновой кислоты, акрихина (окраска белковых тел), для азотной кислоты (ксантопротеиновая реакция на белок), хроматов и различных каменноугольных красок. Зеленое, синее или фиолетовое окрашивание наблюдается при солях меди, каменноугольных красках и пр. Черное окрашивание (обугливание) характерно для содержимого желудка при отравлениях концентрированной серной кислотой и для тканей при облитии их ею. Характерны изменения в цвете от кислот на окрашенных тканях одежды и пр., которые часто бывают объектом исследования при преступных попытках к вредительству.

Из многочисленных примеров того как окраска дает соответствующие указания, можно привести один случай, когда нахождение во внутренних органах трупа ртути при окраске в фиолетовый цвет пищеварительных путей (далее был установлен характер краски) дало ясную картину, что найденная ртуть была введена в виде медицинского раствора сулемы, окрашенного, как это требуется законом, каменноугольной краской. В другом случае изумрудно-зеленая окраска содержимого желудка коров (швейнфуртская зелень) дала повод к исследованию объектов на мышьяк.

5. Реакция исследуемых жидкостей, желудочного содержимого и пр. на лакмус и другие индикаторы дает иногда ясные указания.

При неводной жидкости несколько капель ее тщательно взбалтывают с небольшим количеством дистиллированной воды (нейтральной реакции на лакмус) и водный раствор испытывают индикаторами. При этом необходимо иметь в виду, что обыкновенные пробирки и другая химическая посуда при взбалтывании с водой часто отдают ей следы щелочей, сообщая щелочную реакцию. Поэтому должно быть предварительно испытано стекло пробирок, делительных воронок и пр. Желательно употребление в этих случаях пробирок и другой посуды твердого стекла, не отдающих воде щелочи даже при кипячении.

Реакции лучше всего проводить в фарфоровых чашечках, в которые положены реактивные бумажки: в одну помещаются капли испытуемой жидкости, в другую – дистиллированная вода; спустя некоторое время сравнивают окраску бумажек.

При густой жидкости, какой бывает иногда желудочное содержимое, предварительно каплю ее смешивают в фарфоровой чашечке, на крышечке от тигля и т.д. с одной-двумя каплями дистиллированной воды – нейтральной реакции на лакмус.

Кислая реакция объекта на лакмус может обусловливаться наличием свободных кислот, кислых солей сильных кислот и солей тяжелых металлов.

Кислая реакция желудочного содержимого уже исключает возможность открытия введенных в организм едких щелочей.

Ткани внутренних органов трупа, как и содержимое желудка, после смерти обыкновенно имеют кислую реакцию на лакмус, не вследствие первоначальной кислотности их (соляная кислота желудочного сока уже не открывается после смерти организма), а как результат кислотного брожения, вызываемого бактериями. Затем с переменой бактерийной флоры начинается щелочное брожение, развиваются аммиак и сероводород, содержимое желудка приобретает щелочную реакцию на лакмус. При этом часто успевают нейтрализоваться до исследования даже введенные внутрь кислоты, что делает невозможным их открытие.

При кислой реакции на лакмус жидкость испытывают на красное конго (бумажкой конго), тропеолин, диметиламиноазобензол и метилвиолет. В присутствии минеральных кислот при всех концентрациях их, а органических – при большой концентрации их, какая обычно не имеет места при естественном нахождении их в содержимом желудка, наступает посинение конго, покраснение тропеолина и диметиламиноазобензола и позеленение метилвиолета. Из сказанного следует, что положительный результат не является окончательным доказательством присутствия минеральных кислот, а лишь служит руководящим указанием.

Щелочная реакция на лакмус может обусловливаться наличием едких щелочей, карбонатов, а также растворимых силикатов. Для отличия едких щелочей от карбонатов (и растворимых силикатов) несколько капель испытуемой жидкости смешивают в пробирке из твердого стекла с 1-2 каплями алкогольного раствора фенолфталеина, затем взбалтывают с избытком хлорида бария: в случаях едких щелочей последний не уничтожает розовой или красной окраски фенолфталеина, что происходит при карбонатах щелочных металлов. Реакция чувствительнее при испытании на лакмус, что важно для открытия следов едкой щелочи в карбонатах, как, например, при превращении едкой щелочи в углекислую при долгом соприкосновении с угольным ангидридом воздуха. Для этого несколько капель испытуемой жидкости смешивают в фарфоровой чашечке с избытком хлорида бария, нагревают и каплю отстоявшегося прозрачного раствора смешивают с каплей раствора хлорида бария (для проверки). При отсутствии помутнения помещают в жидкость лакмусовую бумажку и спустя некоторое время сравнивают с лакмусовой бумажкой, помещенной одновременно в дистиллированную воду. В случае гидрата аммония (аммиака) красная лакмусовая бумажка, посиневшая в смеси испытуемой жидкости с избытком хлорида бария, принимает на воздухе первоначальный цвет.

6. Твердые тела, порошки, осадки в жидкостях тщательно осматривают сначала макроскопически, затем при помощи лупы и, наконец, микроскопа (обыкновенно с малыми увеличениями – в 60-100 раз).

Неоднократно наблюдались случаи, когда на твердых телах: лепешках, печенье и пр., находились призматические кристаллы нитрата стрихнина, фарфоровидные крупинки белого мышьяка или мышьяковистого ангидрида, зеленые частицы надкрылий шпанских мух и т.д., могущие служить для дальнейших испытаний в качестве вещественного доказательства.

При исследовании желудка последний вместе с содержимым растягивают по большой свежевымытой фарфоровой чашке и при помощи лупы производят подробный осмотр всей внутренней поверхности желудка и его содержимого. При помощи чистого пинцета отбирают кристаллы и другие подозрительные частицы, например, частицы, напоминающие крупинки мышьяковистого ангидрида, остатки растений, листьев, семян, грибов и пр., которые затем подвергают химическому или ботанико-фармакогностическому исследованию.

Иногда содержимое желудка смывают в конический бокал, отстаивают или в соответствующей пробирке подвергают центрифугированию, затем пипеткой берут осадок и исследуют его макро- и микроскопически.

При анализе порошков после обыкновенного микроскопического исследования иногда часть их смешивают с хлороформом, отстаивают в коническом бокале и исследуют отдельно макро- и микроскопически тяжелый осадок (соли ядовитых металлов) и легкую, плавающую на поверхности часть, большей частью растительные остатки.

7. Найденные на твердых телах, на стенках желудка и пр. фарфоровидные крупинки, напоминающие белый мышьяк, подвергают предварительному испытанию: крупинку помещают в тугоплавкую тоненькую, оттянутую с одного конца и запаянную трубочку. Над крупинкой плотно помещают кусочек угля и осторожно накаливают сначала уголь, а затем и исследуемую крупинку, вращая трубочку. При белом мышьяке в холодной части трубочки образуется серо-черное блестящее кольцо металлического мышьяка. Запаянный конец отрезают, уголь удаляют и трубочку осторожно нагревают, начиная с отрезанного конца. При этом кольцо перегоняется к свободному концу трубочки, давая белый налет мышьяковистого ангидрида, образующегося вследствие окисления. Налет рассматривают под микроскопом с малым увеличением: видны блестящие микроскопические октаэдры, характерные для As2O3:

1) As2O3 + 3 C → As2 + 3 CO,

2)2 As2 + 3 O2 → 2 As2O3.

8. При предварительных испытаниях на желтый фосфор часть желудка с его содержимым помещают в эрленмейеровскую колбочку, закрытую пробкой с узким прорезом. К нижней поверхности пробки прикрепляют две полоски фильтровальной бумаги, из которых одна смочена раствора нитрата серебра, а другая раствором ацетата свинца. Колбу помещают на слабо нагретую водяную баню (около 400С) и оставляют на 24 часа (проба Шерера). Побурение одной «серебряной» бумажки указывает на присутствие желтого фосфора. При заметном присутствии его может ощущаться запах озона, образующегося вследствие окисления желтого фосфора кислородом воздуха.