Смекни!
smekni.com

Социальная защита судей в РФ (стр. 3 из 5)

Ошибочную психологическую установку судей, оправдывающих отказ от обращения за медицинской помощью вышеприведенными причинами, следует признать весьма важным негативным фактором, препятствующим реализации права судей на охрану здоровья. Преодолеть действие данного фактора может, по мнению ученых, включение в Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-I«О статусе судей в Российской Федерации» норм, устанавливающих не только права, но и обязанности судей по поддержанию своего здоровья (например, обязательное прохождение судьями ежегодной диспансеризации, запрет на непредставление судье отпуска в календарном году). Большое значение здесь могут иметь мероприятия, направленные на организацию спортивного досуга судей (корпоративное приобретение абонементов в бассейны, фитнес-клубы), а также пропаганда здорового образа жизни, которая должна стать неотъемлемой частью идеологического воспитания всего населения Российской Федерации.

Осуществление медицинского обслуживания судей по программам обязательного и добровольного страхования не противоречит действующему законодательству и прошло многолетнюю апробацию на практике, однако не нашло четкого отражения в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», что ставит под сомнение законность заключаемых Судебным департаментом договоров добровольного медицинского страхования судей. Данный пробел законодательного регулирования учеными предлагается устранить путем дополнения пункта 5 статьи 19 названного Закона положением о праве судей на медицинское обслуживание в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

Требуется отражение в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» механизма и денежных нормативов возмещения судье и членам его семьи расходов на приобретение лекарственных средств, что позволит осуществлять бюджетное финансирование данных выплат в полном объеме. В частности, следует указать, что судье компенсируются за счет средств федерального бюджета расходы на все приобретенные по рецепту врача лекарства, если установлено, что он не имеет права на их бесплатное получение.

Целью предоставления санаторно-курортного лечения является восстановление здоровья судьи после перенесенных заболеваний и оздоровительная профилактика (после успешно проведенного курортного лечения число дней нетрудоспособности снижается в 3-8 раз[3]). Осуществление данных мероприятий за счет средств федерального бюджета дает судье существенную экономию денежных средств и времени.

Как свидетельствуют данные опроса, санаторно-курортное лечение предоставляется судьям, как правило, на уровне, не соответствующем их статусу. В связи с этим большинство судей поддержали предложения об установлении в законе норматива стоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых для судей и членов их семей, условий размещения в здравницах. Для решения данной проблемы предлагается закрепить в законодательстве следующие положения: «Стоимость санаторно-курортных путевок судей и членов их семей включает в себя пребывание в санатории не менее 21 дня, оплату диетического питания по назначению врача и полного комплекса рекомендованных медицинских процедур из перечня, предлагаемого санаторно-курортной организацией. Санаторно-курортные организации, в которые приобретаются путевки судьям, должны соответствовать уровню 3-4 «звезды». Судье на одного предоставляется одноместный номер.».

Страхование жизни и здоровья является разновидностью рискового личного страхования, страховым случаем для которого выступает причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица. Страховая выплата может осуществляться как единовременно, так и в виде периодических платежей на протяжении длительного периода времени, превращаясь из страхового возмещения в страховое обеспечение.

Гарантии по страхованию жизни и здоровья судей, отраженные в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральном законе от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», являются дополнительными к обязательному социальному страхованию и вызваны повышенной опасностью профессиональной деятельности судей. Страховой риск в этом случае относится к категории неизменных профессиональных рисков, сохраняющих свой уровень на протяжении служебной деятельности судьи, а также после ухода (удаления) его в отставку.

Анализируя практику реализации данной гарантии, ученые отмечает, что упомянутый в пункте 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» порядок установления факта отсутствия связи между причинением вреда жизни или здоровью судьи и его служебной деятельностью не регулируется каким-либо законом. В связи с этим любые ограничения права судьи или его наследников на получение выплат при наступлении перечисленных в пункте 2 статьи 20 названного Закона страховых случаев могут оспариваться на основании положений статьи 937 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей последствия нарушения правил об обязательном страховании.

В связи с отсутствием единого нормативного правового акта, который бы регламентировал заработную плату судей, и «выпадением» системы оплаты труда судей из общего нормативного регулирования сходных правоотношений нормативное регулирование заработной платы судей нельзя признать удовлетворительным. По мнению ученых, наиболее приемлемым решением данного вопроса является установление для судей, как и для иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, размера ежемесячного вознаграждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.1997 № 309 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации». Размер этого вознаграждения должен быть определен для председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на уровне ежемесячного вознаграждения, получаемого Председателем Правительства Российской Федерации – главой высшего органа исполнительной власти. Размер ежемесячного вознаграждения остальных судей должен определяться в процентном соотношении к ежемесячному вознаграждению председателей высших судов в соответствии с приложением к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

Предоставление основного и дополнительного отпуска судьям в рабочих днях не соответствует статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой продолжительность отпусков определяется в календарных днях. В работе изложены предложения по устранению данного противоречия. Кроме того, приведены результаты анкетирования, отражающие мнение судей об обоснованности предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом стажа по юридической профессии и установленной законом продолжительности этого отпуска.

Обязательное государственное страхование имущества судей и членов их семей отнесено к разновидности трудовых прав, поскольку данная гарантия предоставляется только действующим судьям. Анкетирование показало, что наибольшее недовольство судей в нормативном регулировании данного вопроса вызывает обязательность наличия причинной связи между имущественным вредом и служебной деятельностью судьи. Второй причиной неэффективности норм о страховании имущества судей является недостаточное финансирование из федерального бюджета. Анализируя нормы гражданского и бюджетного законодательства, ученые делает вывод, что недостаточное бюджетное финансирование страхования имущества судей и членов их семей без отражения указанного обстоятельства в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год не может послужить основанием для отказа в реализации данных гарантий.

Препятствует реализации социальных гарантий правового статуса судей в Российской Федерации отсутствие в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах норм возмещения командировочных расходов судей, а также расходов по переезду в случае упразднения или реорганизации суда. Решить данную проблему позволит нормативное закрепление фактически предоставляемого судьям уровня гарантий:

оплата судьям командировочных расходов по нормам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы категории «руководители»;

оплата судьям, переведенным в другую местность, расходов по их переезду и переезду членов их семей, включая стоимость проезда судьи и членов его семьи, а также стоимость провоза багажа.

В работе приведена сводная таблица, отражающая важность для судей гарантий их трудовых прав, частоту использования этих гарантий и удовлетворенность ими судей.

Гарантии прав судей на жилье призваны преодолеть действие следующих негативных факторов: высокая стоимость жилья, недостаточно развитая система ипотечного кредитования, что приводит к невозможности для судьи приобрести жилое помещение за счет собственных средств. Эти факторы приводят к зависимости судьи, не имеющего жилья или нуждающегося в улучшении жилищных условия, от органов исполнительной власти, в чью компетенцию входит предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Не случайно объем выделенного жилья для обеспечения судей стал одним из целевых показателей реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы[4], целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.