1.2. Психологические особенности применения МА в учебно-воспитательном процессе.
В основе использования МА в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.[7]
Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения МА находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению и абстрагированию. [9]
Получение знаний в школе особенно нуждается в живом созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок, фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, науки. Но этот образный материал копирует
действительность или, как принято теперь говорить, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения: у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-познавательных целях стороны и детали. При этом в экранно-звуковой модели материал подается с наибольшей простотой и доступностью для восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.Для правильной оценки эффективности применения экранных средств важно знать психологические особенности их восприятия. [6] Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку видеозаписи как источника информации, а с другой - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую возможность детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате никакой информации. Хорошо усваивается информация видеофильма тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием фильма и возможностями его восприятия.
Большое значение для осознанности восприятия экранного изображения имеет дополняющее воображение, опирающееся на запас имеющихся представлений, которые зависят от жизненного опыта учащихся. Богатство его зависит от их возраста. В более старшем возрасте ученику легче восполнять воображением недостающие звенья при знакомстве с экранным изображением новых предметов.[25]
С точки зрения психологии восприятия и воздействия на детей экранно-звуковые средства следует оценивать также и как инструмент, управляющий вниманием. Обычно человек воспринимает окружающую действительность в удобном для него порядке. На экране же управление вниманием осуществляется
выделением главного изображения средствами динамики, композицией кадра и монтажной сменой планов. Из кадра убирают или ослабляют все отвлекающие от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п.1.3. Критерии отбора мультимедийной аппаратуры (МА).
Мультимедийная аппаратура (МА)— это разнообразные электронные, цифровые, светотехнические и звуковые аппараты, компьютеры и др. технические пособия, используемые в учебном процессе.
Обсудим только тот аспект использования МА, который связан с формированием творческого химического мышленияучащихся, т.е. с достижением поставленной перед школой цели. Это возможно при соответствующем выборе предметного содержания обучения, использовании определенных методов обучения, отвечающих поставленной цели и содержанию обучения и при применении некоторых средств обучения, подчиненных одновременно цели, содержанию и методам обучения. Несмотря на подобную подчиненность средств обучения остальным важнейшим элементам учебного процесса, они сами несомненно влияют на содержание и методы обучения.[11]
При обучении происходит не только передача преподавателем обучаемому некоторого объема знаний, но и накопленного предыдущими поколениями определенного социального опыта, в котором важнейшим компонентом является общение личностей в коллективных формах деятельности.Поэтому даже условно преподавателем не может быть ни приспособление, ни машина, а только некоторая реальная человеческая личность.С этой точки зрения техническое средство обучения является вспомогательным или дополнительным, но не самостоятельным во взаимодействии преподаватель — учащийся. Исходя из этого обсудим требования к МА и проанализируем, насколько им отвечают имеющиеся в настоящее время в распоряжении преподавателя.[6]
Творческое мышление в учебном процессе формируется как результат собственной познавательной деятельности обучаемого, проходящей в коллективе и обязательно с использованием речи. Именно эти условия определяют выбор и создание новой МА, если ставится цель формирования творческого мышления. МА должна помогать учителю организовывать коллективную познавательную деятельность, которая осуществляется при целенаправленном общении обучаемых между собой и с руководителем — преподавателем или с формальным или неформальным лидером некоторой группы обучаемых. При этом следует помнить, что важнейшей формой общения является речь (устная или письменная). Речь также — основной механизм мышления человека и показатель развития его творческого мышления. [18]
Применяемый в современном обучении проблемный метод предполагает дискуссионное обсуждениевыдвигаемых преподавателем или самими учащимися проблем и коллективный способ их разрешения на семинарских и лабораторных занятиях (и даже во время коллективной внеаудиторной самостоятельной работы. Всем перечисленным условиям в наибольшей степени из распространенных и имеющихся в распоряжении преподавателя МА отвечает кодоскоп (графопроектор), в меньшей степени видеоаппаратура и в еще значительно меньшей степени теле- и киноаппаратура. [29]
Другое важнейшее требование к МА в условиях формирования творческого мышления обучаемых заключается в совпадении во времени процессов создания учебного материала (учебной информации) и предъявления его обучаемым.МАдолжна позволять преподавателю непосредственно в учебной аудитории преобразовывать ход мысли в наглядные или абстрактные модели и преподносить информацию с записью словами и устной речью (желательно и то и другое одновременно). В число таких средств обучения входит кодоскоп при работе с подвижной прозрачной лентой и фломастером и традиционная школьная меловая доска. Видео- и кинооборудование и устройства на основе ЭВМ (дисплеи) с заранее созданными программами предлагают обучаемому уже готовый результат деятельности преподавателя и не показывают хода его достижения. Диапроектор со слайдами, кодоскоп с заранее заготовленными транспарантами и эпипроектор также попадают в эту категорию МА. [27]
Одно из требований к МА состоит в динамичности(подвижности) предъявляемой на экране информации. Это вызвано тем, что мысль — это процесс, и процесс мышления наиболее эффективно передается преподавателем и воспринимается обучаемым не статичными изображениями, а подвижными. Разумеется, это не исключает возможности показа заранее изготовленных таблиц, графиков и рисунков, если они приводят в дальнейшем к возникновению проблемной ситуации и служат источником коллективного обсуждения.
Динамично информация подается кодоскопом при работе на нем как на меловой доске, самой меловой доской, видео-, теле- и киноаппаратурой. Статично информация подается при помощи кодоскопа с транспарантами, диапроектора и эпипроектора.
Важным в рассматриваемых условиях является одновременностьсоздания учебной информации и передачи ее обучаемому, что также объясняется необходимостью показа мыслительной деятельности преподавателя и его трансформации в познавательную деятельность обучаемого.[4 ]
Для формирования творческого мышления обучаемых чрезвычайно важно наличие у МА именно качеств динамичности передающего информацию объекта и одновременности его создания и предъявления обучаемому. Техническим средством обучения, характеризующимся этими качествами, в настоящее время могут считаться, к сожалению, только кодоскоп, используемый как меловая доска, и сама меловая доска. Заметим, что традиционное положительное отношение преподавателей к меловой доске, возможно, объясняется этими двумя ее качествами; по той же причине кодоскоп намного легче и быстрее внедрился в учебный процесс по сравнению с другой МА. [16]