Смекни!
smekni.com

Разработка интерактивных моделей микромира и методика их использования при изучении школьного курса (стр. 3 из 14)

· от учителя требуются специальные знания;

· среди имеющегося программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок.

Как видим недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств, поэтому важно выработать критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы, нужно определить критерии оценки учебных программных средств, готовить учителей и методистов учебных предметов к проведению качественных уроков с компьютерной поддержкой[6].

1.2.2 Классификация и требования к учебным компьютерным программам

Создание компьютерной программы учебного назначения или ППС – задача многофункциональная и не формализуемая.

Что же такое ППС?

ППС - педагогические программные средства, нужные не только и не сколько для технической поддержки учебного процесса, но несущие в себе педагогическую функцию как таковую, выступающие как носители чистого знания [24]. Выделим некоторые общие критерии качества и требования к рассматриваемому типу программных продуктов.

Компьютерный учебник (КУ) – это программно – методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. КУ сочетает в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. При этом КУ имеет следующие преимущества по сравнению с указанными видами учебных пособий:

· обеспечивает оптимальную для каждого конкретного пользователя последовательность, состоящую в чередовании изучения теории, разбора примеров, методов решения типовых задач, проведении самостоятельных исследований;

· обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков;

· прививает навыки исследовательской деятельности;

· экономит время учащегося, необходимое для изучения курса

Требования к КУ:

· КУ должен позволять изучить курс, пользуясь только книгой и входящим в КУ программным обеспечением;

· КУ должен предоставлять учащемуся оптимальное сочетание различных способов изучения курса;

· Каждый элемент программного обеспечения КУ должен удовлетворять всем требованиям, предъявленным к программам соответствующего типа[15];

Лабораторный практикум (ЛП). Программы этого типа служат для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми их свойствами, для обработки результатов наблюдений, для их численного и графического представления.

Требования к ЛП:

· Должны быть четко определены цели эксперимента, описаны средства и методики проведения эксперимента, методы обработки и анализа экспериментальных данных;

· В документации необходимо привести образец формы отчета и примеры, в полном объеме реализующие методические требования.

Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Как правило, включают режимы: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль.

Требования к тренажерам:

· Должны быть четко определены виды навыков, для освоения которых предназначен тренажер;

· Необходимые теоретические сведения должны быть сформулированы максимально кратко;

· Доступ к теоретическим сведениям должен быть обеспечен из любого режима, кроме контрольного;

· В режиме репетитора желательно предусмотреть все возможные пути решения;

· Темп продвижения должен определяться самим учащимся;

· Должны быть предотвращены утомление и утрата интереса;

· Порядок и форма записи решения задачи на экране должны быть максимально приближены к общепринятым;

· При самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена учащимися ошибочных действий[9];

Контролирующие программы (КП) – это программные средства, предназначенные для проверки качества знаний.

Требования к КП:

· КП должны предоставлять возможность ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой;

· КП должен обеспечить адекватный анализ ответа, отличающий опечатку от ошибки и распознающий правильный ответ в любой из эквивалентных форм его представления;

· КП не должны предлагать учащемуся выбрать ответ из списка, содержащего заведомо неверные утверждения;

· Должны быть обеспечены фиксация результатов контроля, их сбор, распечатка и статистический анализ[9].

Предметно- ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты)

Предметно – ориентированная среда (ПОС)– это учебный пакет программ, позволяющий оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует отношения между объектами, операции над объектами и отношениями, соответствующие их определению, а также обеспечивает наглядное представление объектов и свойств.

Учащиеся оперируют объектами, руководствуясь методическими указаниями, либо производят исследование, цели и задачи которого поставлены учащимися самостоятельно.

Требования К ПОС:

· Программа должна иметь справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;

· Программа должна иметь справочный режим, описывающий правила работы;

· При моделировании объектов и отношений должны сохраняться общепринятые обозначения и терминология[9].

1.2.3 Рекомендации по структуре и содержанию основных элементов компьютерной обучающей программы

«Большинство компьютерных программ и интерфейсов, - пишут Элиот и Брзезинский, - мало учитывают человеческие способности и интересы, оставляя большие области человеко – машинного взаимодействия неисследованными».

«Содержание даже очень хорошего курса может оказаться неусвоенным, - конкретизирует предыдущую мысль Верней, - потому что, обучающийся большую часть времени вынужден разбираться с неудобной программой» [36].

Поэтому необходимо очень тщательно разрабатывать интерфейс, схему взаимодействия обучающегося и программы.

Можно выделить следующие требования к структуре и содержанию основных элементов компьютерной обучающей программы:

· Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

· Отсутствие нагроможденности, четкий порядок во всем; тщательная сгруппированность информации; объединение отдельных информационных элементов в целостно воспринимащиеся группы (принцип структурности);

· Вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;

· Использование табличного формата предъявления информации. Таблицы позволяют предоставить материал в компактной форме и наглядно показывают связи между различными понятиями[35];

· Графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношения визуальных и вербальных элементов и их количество определяется функциональной направленностью учебного материала;

· Во многих случаях наиболее эффективным является использование мнемонических моделей; при представлении знаний в виде моделей необходимо помнить, что пространственные знания, полученные через модели, приводят к тому, что обучаемые занимают позиции персонажей, находящихся внутри ситуации;

· При проектировании характера и последовательности предъявления материала должен соблюдаться принцип стадийности;

· При предъявлении материала должны быть соблюдены принципы совместности: пояснения к графическим иллюстрациям должны быть расположены как можно ближе к ним, текст и соответствующее ему изображение должны предъявляться одновременно, это создает целостность восприятия;

· Иллюстрации, предъявляющие сложные модели и устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки;

· Инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности;

· Производительность обучения значительно повышается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации;

· В программу обязательно должны быть включены необходимые пользователю функции поиска;

· Электронная учебная единица должна иметь ключевой экран, на котором должна быть графически представлена схема, отображающая основные этапы обучения. Обучаемый должен иметь возможность распознавать стадию собственного обучения;

· Следует всегда использовать пояснение к картинкам, которые бы могли избавить пользователя от ненужного ожидания в случае, если страничка не содержит необходимого материала;

· Необходимо помнить, что обучаемые отдают предпочтение более структурированным методам обучения, при которых они могут последовательно проходить по всему учебному материалу или осуществлять поиск в иерархической системе меню[14].

Необходимо помнить, что с помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные динамические модели. Обеспечить возможность более ясного, наглядного и всестороннего видения мира, поэтому данное преимущество компьютеров нужно использовать как можно шире[36].

Можно сделать вывод, что все приведенные педагогические программные средства имеют множество преимуществ в сравнении с традиционными средствами, однако и много разного рода ограничений при создании их создании, однако использование системного подхода при проектировании и построении учебных компьютерных программ позволяет повысить производительность учебного процесса, избежать временных потерь, создать комфортную обстановку для работы, кроме того это позволяет наиболее полно свой творческий потенциал.

1.3Дидактические особенности интерактивных компьютерных моделей

1.3.1 Состав и структура учебных компьютерных моделей

Понятно, что особенности дистанционной формы обучения наиболее значимо сказываются в области обучения естественнонаучным дисциплинам. Это проявляется в том, что в этих дисциплинах традиционно предусматривается лабораторный практикум, но в условиях дистанционного обучения нет доступа к лабораториям учебных заведений. Следовательно, решать педагогические задачи (развитие интеллектуального, творческого потенциал, аналитического мышления и самостоятельности) посредством экспериментальных работ становится затруднительно. Таким образом, возникает необходимость использования средств обучения, которые позволяют без потерь качества обучения перейти от традиционного обучения к дистанционному. Такими средствами могут выступать компьютерные модели[4].