Защита и непосредственное обеспечение прав человека и основных свобод осуществляется, прежде всего, во внутригосударственном законодательстве. Задача законодателя состоит не столько в соблюдении этих прав, сколько в определении их содержания с использованием демократических форм выражения согласия u1083 людей.
В Конституции установлены общие принципы юридических гарантий – это положения главы 1: "Основы конституционного строя" и главы 2: "Права и свободы человека и гражданина", которые образуют целостную систему юридических гарантий, обеспечивающих личности беспрепятственное осуществление его прав. К числу важнейших конституционных гарантий относятся: принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности; обязанность государства защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе возможность судебной защиты (ч. 1 ст. 46); право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); принцип презумпции невиновности (ст. 49); право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); гарантии в области правосудия.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Это непосредственно действующие права. В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту Российской Федерации. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая социально незащищенных граждан и в силу этого особо нуждающихся в защите со стороны государства: пенсионеров, военнослужащих, студентов, инвалидов, многодетных семей.
Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный в ст. 125 Конституции Российской Федерации и принцип презумпции невиновности, суть которого состоит в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке. В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничения прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Предел ограничения прав также является юридической гарантией прав и свобод граждан.
В нормах федерального законодательства раскрываются и конкретизируются конституционные права и свободы и устанавливается порядок их осуществления. Но не все без исключения правовые нормы являются юридическими гарантиями, а лишь те, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами и исполнение обязанностей, защита прав и свобод и восстановление в случае нарушения.
Говоря о гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий и принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека, следует отметить и такое их свойство, как процедурность. Вне определенных правил, отмечает В. В. Лазарев, юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе с ней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать прав человека, но их реализация без адекватного правового оформления снижает возможности их защиты со стороны государства.
Международные механизмы гарантий прав личности – это меры, принятые мировым сообществом для обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Современное международное право различает следующие виды гарантий: 1) дипломатические гарантии; 2) судебные гарантии. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера. Политико-правовая система международных гарантий прав человека включает: 1) систему международных пактов и конвенций по правам человека; 2) Комиссию по правам человека в рамках ООН; 3) Комитет по права человека; 4) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; 5) Комитет по правам ребенка; 6) Европейский суд по правам человека и ряд других механизмов, способных установить международно-правовую ответственность за нарушение прав человека. В настоящее время международное сообщество выработало и использует определенный, хотя и несовершенный, механизм функционирования международных контрольных и судебных органов, призванный содействовать осуществлению государствами принятых ими на себя обязательств в области соблюдения социальных прав и свобод человека.
Эффективность и действенность юридических гарантий зависит от зрелости гражданского общества, развитости институтов правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих органов, правоохранительных органов и их должностных лиц. Она также зависит от состояния международной обстановки, от влияния ООН, и отдельных государств на практику соблюдения прав человека и гражданина.
Комплексность и полнота гарантий – главное требование, которое необходимо для правоохранительной деятельности всех структур общества и государства.
2. Юридические гарантии российского социального государства
Осуществляемые в современных условиях преобразования российского общества, государства и права требуют переосмысления понятия и назначения государства. В Конституции РФ провозглашен приоритет интересов личности перед государством, высшей ценностью признается человек, его права и свободы и Россия определяется как социальное государство, задачей которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация этих положений обусловливает необходимость теоретического анализа становления, сущности, принципов деятельности и юридических гарантий социального государства.
Идея социального государства появилась в начале XIX века и нашла отражение в работах дореволюционных мыслителей. В частности, П.И. Новгородцев писал о том, что высшей ценностью социальной организации "может быть только живая человеческая личность, которая в своем бесконечном стремлении отражает причастность свою абсолютному закону добра"1. Эта постановка вопроса очень созвучна современным задачам создания, обеспечения и эффективного действия социального государства.
Теория социального государства начинает формироваться в середине XIX века, разрабатывается представителями различных отраслей знаний - философами, политологами, юристами и отдельные ее положения получают законодательное закрепление. Институционализация социального государства и законодательное его оформление в конституциях отдельных западно-европейских государств приходится на середину XX века.
В законодательстве советского периода были закреплены некоторые социальные права граждан, но сам термин "социальное государство" отсутствовал. Отсутствовало понятие социального государства и в отечественной теории государства и права. Считалось, что в обществе, строящем коммунизм, важнейшей социальной задачей является поддержание трудоспособности населения. В настоящее время, в связи с законодательным закреплением Российского государства в качестве социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возникает повышенный теоретический интерес к вопросам понимания социального государства и юридических гарантий, обеспечивающих его деятельность. Несмотря на появившиеся в последнее время научные исследования, теория социального государства не создана, а по важнейшим теоретическим вопросам, касающимся, прежде всего, понятия, сущности, критериев и гарантий деятельности социального государства, ведутся дискуссии. Сам термин и понятие "социальное государство" в праве используется либо для общей характеристики современного государства, либо для одной из характеристик конституционных основ гражданского общества и государства. В современных исследованиях социальное государство нередко отождествляется с закреплением в нормативных правовых актах социальных прав человека — права на труд, на отдых, на социальные пособия и пенсии, а наличие законодательно закрепленных социальных прав граждан считается важнейшим критерием социального государства. Природа социального государства значительно глубже. Социализация государства — это процесс поиска механизмов согласования интересов как можно большего числа членов общества, а социальное государство - это наиболее целесообразный способ соединения формального равенства, свободы, социальной справедливости и власти в целях обеспечения благополучия личности, обеспечения социальной справедливости в использовании природных богатств и распределении продуктов труда. Создание эффективного механизма согласования интересов требует приведения текущего законодательства в соответствии с Конституцией РФ и совершенствования системы юридических гарантий в соответствии с задачами социального государства. Сложившаяся в современном законодательстве ситуация свидетельствует о том, что существенно снижены государственные гарантии в сфере труда и доходов граждан, в сфере образования и здравоохранения, охраны семьи и детства, обеспечения жильем и социальными услугами.