Газета пишет, что лаборатория, где проверяют продукты, – это небольшая комната, заставленная старыми компьютерами и различными устройствами. Тестирование начали с творога. В первую очередь его взвесили: продавец не обманула – продала ровно килограмм. Потом продукт высыпали в специальный лоток, который установили в гамма-спектрометр – аппарат для измерения спектра гамма-излучения. Попутно поинтересовались, можно ли ходить с дозиметром в руках по рынку и сразу на месте проверять продукты. Посмеявшись, Журавлев объяснил, что это бессмысленно – дозиметр не в состоянии уловить такую слабую активность, которую могут проявлять продукты. На компьютере лаборант запустил специальную программу, которая расшифровывает сигналы со спектрометра. Через пятьдесят минут Журавлев показывает результаты – образец содержит только естественный радионуклид калий-40, который есть во всех продуктах. В молоке также не оказалось радиоактивных добавок, хотя именно молоко – основной показатель радиационной зараженности местности.
По словам специалиста, «коровы пасутся на большой территории, если хоть где-то трава содержит цезий-137 и стронций-90, то они обязательно проявятся». «Если с молоком из Рожева все нормально, то, скорее всего, и в других продуктах из села Рожев не будет отклонений», – отметил он.
В подозрительно дешевой колбасе и свекле техногенных радионуклидов также не оказалось. Зато, как только изрубленные тушки судака попали в спектрометр, компьютер выдал наличие цезия-137 – 16,1 Бк/кг. Эта доза в девять раз меньше максимально допустимой, но ведь и норма в Украине – понятие относительное. По словам Журавлева, у нас никто никогда не изучал влияния небольших доз техногенных радионуклидов на человека. Поэтому не исключено, что после того как вы съедите эту рыбу, в организме начнутся необратимые процессы. Хотя выход есть – перед приготовлением рыбу можно замочить на полчаса в уксусе, это поможет очистить ее от части опасных радионуклидов.
Цезий и стронций – радиоактивные изотопы. Попав в организм, они повреждают костную ткань, приводят к химическим нарушениям в клетках, а потом – к раку крови и костей.