Простое вещество железо (CAS-номер: 7439-89-6) — ковкий металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью: железо быстро корродирует при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе. В чистом кислороде железо горит, а в мелкодисперсном состоянии самовозгорается и на воздухе.
На самом деле железом обычно называют его сплавы с малым содержанием примесей (до 0,8%), которые сохраняют мягкость и пластичность чистого металла. Но на практике чаще применяются сплавы железа с углеродом: сталь (до 2% углерода) и чугун (более 2% углерода), а так же нержавеющая (легированная) сталь с добавками легирующих металлов (хром, марганец, никель и др.). Совокупность специфических свойств железа и его сплавов делают его «металлом № 1» по важности для человека.
В природе железо редко встречается в чистом виде, чаще всего оно встречается в составе железо-никелевых метеоритов. Распространённость железа в земной коре — 4,65 % (4-е место после O, Si, Al[2]). Считается также, что железо составляет бо́льшую часть земного ядра.
Железо — типичный металл, в свободном состоянии — серебристо-белого цвета с сероватым оттенком. Чистый металл пластичен, различные примеси (в частности — углерод) повышают его твёрдость и хрупкость. Обладает ярко выраженными магнитными свойствами. Часто выделяют так называемую «триаду железа» — группу трёх металлов (железо Fe, кобальт Co, никель Ni), обладающих схожими физическими свойствами, атомными радиусами и значениями электроотрицательности.
Для железа характерен полиморфизм, он имеет четыре кристаллические модификации:
до 769 °C существует α-Fe (феррит) с объёмноцентрированной кубической решёткой и свойствами ферромагнетика (769 °C ≈ 1043 K — точка Кюри для железа)
в температурном интервале 769—917 °C существует β-Fe, который отличается от α-Fe только параметрами объёмноцентрированной кубической решётки и магнитными свойствами парамагнетика
в температурном интервале 917—1394 °C существует γ-Fe (аустенит) с гранецентрированной кубической решёткой
выше 1394 °C устойчив δ-Fe с объёмоцентрированной кубической решёткой
Металловедение не выделяет β-Fe, как отдельную фазу, и рассматривает её как разновидность α-Fe. При нагреве железа или стали выше точки Кюри (769 °C ≈ 1043 K) тепловое движение ионов расстраивает ориентацию спиновых магнитных моментов электронов, ферромагнетик становится парамагнетиком — происходит фазовый переход второго рода, но фазового перехода первого рода с изменением основных физических параметров кристаллов не происходит.
Для чистого железа при нормальном давлении, с точки зрения металловедения, существуют следующие устойчивые модификации:
От абсолютного нуля до 910 ºC устойчива α-модификация с объёмноцентрированной кубической (ОЦК) кристаллической решёткой. Твёрдый раствор углерода в α-железе называется ферритом.
От 910 до 1400 ºC устойчива γ-модификация с гранецентрированной кубической (ГЦК) кристаллической решёткой. Твёрдый раствор углерода в γ-железе называется аустенитом.
От 910 до 1539 ºC устойчива δ-модификация с объёмноцентрированной кубической (ОЦК) кристаллической решеткой. Твёрдый раствор углерода в δ-железе (так же, как и в α-железе) называется ферритом. Иногда различают высокотемпературный δ-феррит и низкотемпературный α-феррит (или просто феррит), хотя их атомные структуры одинаковы.
Наличие в стали углерода и легирующих элементов существенным образом изменяет температуры фазовых переходов (см. фазовую диаграмму железо-углерод).
В области высоких давлений (свыше 104 МПа, 100 тыс. атм.) возникает модификация ε-железа с гексагональной плотноупакованной (ГПУ) решёткой.
Явление полиморфизма чрезвычайно важно для металлургии стали. Именно благодаря α- γ переходам кристаллической решетки происходит термообработка стали. Без этого явления железо, как основа стали не получило бы такого широкого применения.
Железо тугоплавко, относится к металлам средней активности. Температура плавления железа 1539 °C, температура кипения — около 3200 °C.
2.2. Трансформация железа
Многие составные части пищевых цепей интенсивно накапливают железо, например водная флора (сине-зелёные водоросли, тростник хвощ), бактерии, являющиеся кормом для малощетинковых червей. Далее осуществляется передача его по трофическим цепям к более высокоорганизованным существам. Интенсивна деятельность железобактерий приводит к тому, что железо в водоёмах не рассеивается, а окисляется и концентрируется в донных отложениях.
Нитчатые формы железобактерий являются обитателями поверхности вод. Железобактерии, как геологические агенты, участвуют в образовании железистых отложений, формируя осадочные железные руды.
В основе деятельности железобактерий лежит процесс окисления Fe до Fe. Так, минерал сидерит под воздействием железобактерий превращается в Fe(OH):
4FeCO3 + 6H2O +O2 = 4Fe(OH)3 + 4CO2
Fe +1e – Fe
O2 + 4e – 2O
Выделяют две группы железобактерий . Первую – сравнительно небольшую группу – составляют ацидофильные «истинные» железобактерии. Процесс окисления у этих железобактерий протекает в кислой среде. Живут они в кислых источниках, озёрах, но в наибольших масштабах их деятельность проявляется в рудных месторождениях, торфяниках, Процесс можно записать следующим образом:
4FeSO4 + O2 + 2HSO4 = 2Fe(SO)3 + 2H2O +Q
Вторую – более обширную группу – составляют микроорганизмы, окисляющие ионы Fe в нейтральной или щелочной среде. С их деятельностью связано образование железомарганцевых конкреций в пресноводных и морских водоёмах. Железобактерии выделяют в окружающую среду пероксид водорода, под действием которого окисление осуществляется по схеме:
2Fe + H2O2 + H – 2Fe +2H2O.
Кроме того, окисление ионов Fe до Fe происходит и самопроизвольно, без непосредственного участия микроорганизмов, но в присутствии железобактерий скорость этого процесса резко возрастает, т.е. железобактерии играют роль катализаторов.
В природе в анаэробных условиях могут происходить микробиологические процессы восстановления железа при сопряжённом окислении органических веществ гетеротрофными микроорганизмами (например, клостридиумом).
2.3. Учебно-исследовательский эксперимент
Опыт 3
Реактивы и объективы: растворы хлорида железа (II), гидроксида натрия, гексацианоферрата (II) калия; накопительная культура железобактерий.
Получите гидроксид железа (II) реакцией обмена. Оставив его для окисления, наблюдайте за происходящими изменениями.
У вас на столах есть накопительная культура железобактерий. Докажите, что железо в обоих случаях имеет степень +3, проведя качественную реакцию на этот ион. Запишите уравнения химических реакций в ионном виде.
Интересные работы по морфологии и распространению железобактерий провёл Н. Г. Холодный. Ему удалось доказать, что в течение почти 100 лет исследователи за тело железобактерий принимали футляр из гидроксида железа (III). Он сумел получить эти микроорганизмы без футляра.
Проведём микробиологическое изучение культуры железобактерий.
Опыт 4
Готовим препарат (по общей схеме), микроскопируем его. Делаем рисунок и даём морфологическую характеристику форм железобактерий.
Среди железобактерий имеются кокковидные, палочковидные и нитчатые формы. За последнее время выяснилось, что большинство форм железобактерий не принадлежит к автотрофам или являются факультативными автотрофами.
Обсуждение экологических проблем
Бактериальные организмы, участвующие в трансформации серы, могут приносить как пользу, так и вред. Например, установлено, что сульфатредуцирующие бактерии разрушают материалы, не устойчивые к воздействию сероводорода. Подсчитано, что 50% ущерба от коррозии подземных трубопроводов вызвано активной жизнедеятельностью бактерий этой группы. Накопление сероводорода в почве и водоёмах оказывает сильное токсилогическое воздействие на организмы животных и растений и нередко приводит к гибели.
В то же время сульфатредуцирующие бактерии, восстанавливая сульфаты, являются продуцентами сероводорода и, следовательно, играют существенную роль на первом этапе геологического процесса образования месторождений серы и сульфидных руд.
Помимо биологического цикла соединений серы в атмосфере происходит трансформация серосодержащих газов. Сернистый газ и сероводород выделяют в атмосферу при извержении вулканов, но это явление происходит сравнительно редко и не относится к факторам, вызывающим загрязнение атмосферы.
Более серьёзную опасность представляют выбросы промышленных предприятий, работающих на высокосернистых сортах угля и нефти. Окисление сернистого газа в атмосфере сопровождается образованием серной кислоты, которая с осадками выпадает на почву, вызывая сильное закисление почв и гибель растительности вблизи промышленных комплексов. Кроме того, сжигание ископаемого топлива повышает содержание в воздухе токсичного оксида серы (IV). При загрязнении атмосферного фоздуха оксидами азота, углеводородами под воздействием ультфиолетового излучения оксид серы (IV) превращается в оксид серы (IV), образующий с парами воды аэрозоль серной кислоты, которая снижает продуктивность зелёных растений (угнетает процесс фотосинтеза). В свою очередь, это приводит к нарушениям в общей цепи круговорота серы.
Жизнедеятельность железобактерий наносит большой вред трубопроводам водоснабжения и канализации. Установлено, что даже при наличии в воде двухвалентного железа (а оно присутствует практически всегда) железобактерии начинают развиваться.
В протоплазме своих клеток они превращают двухвалентное железо в нерастворимый гидроксид железа (III). В результате вода растворяет всё новые и новые порции железа. Гидроксид железа (III) выделяется на поверхности клеток микроорганизмов, что со временим всё больше затрудняет в них обмен веществ. Поэтому у железобактерий время от времени происходит своеобразная «линька» - сбрасывание годкоксида железа (III), который придаёт воде ржавый цвет и мутный вид. Эта ржавчина откладывается в застойных зонах водопроводных систем и становится пищей для других бактерий, продукт жизнедеятельности которых – серная кислота. В свою очередь, это вещество вызывает интенсивную электролитическую коррозию трубопровода. Например, в результате деятельности микроорганизмов вида тиобацилус ферроксиданс происходит следующий процесс:
4FeS2 +6H2O + 15O2 = 4Fe(OH)SO4 +4H2SO4.
Вода, вытекающая из заброшенных железорудных шахт, может иметь pH 2 и больше и тем самым создавать угрозу кислотного загрязнения расположенных поблизости водоёмов. В то же время известно, что присутствие железобактерий приводит к катастрофическим последствиям в результате разрушения технического оборудования из кислоупорных сталей и алюминиевых сплавов.