Конечно правосознание это явление неоднозначное и сложное, уровень его в обществе зависит от многих факторов. Например от политической и экономической стабильности внутри самого общества и от идеологической политики проводимой политическими силами стоящими у власти, от степени реализации интересов каждого члена общества или группы людей и т.д.
В настоящее время правосознание нашего общества находится не на столь высоком уровне, поскольку наша страна перешла к иным экономическим отношениям, на основе рынка, а это потребовало коренной перестройки правосознания всего нашего общества и других морально-этических и правовых норм, которые в свою очередь меняют и правосознание.
Кроме того, правосознание в какой-то мере является источником права: для того чтобы какое-либо правило стало правовой нормой оно должно найти свое отражение в правосознании общества и, таким образом, оказывать воздействие на сам процесс правотворчества. Именно через правовое сознание законодатель может «уловить» дух эпохи и уж затем отразить его в правовых актах и социальных нормах.
Оценка результатов этой деятельности и каждого решения возникающего в правовой сфере так же происходит с помощью правосознания. Результатом оценки является признание какого-либо правила поведения правомерным или противоправным.
Правосознание формируется прежде всего передовыми представителями - идеологами политических сил доминирующих в данном обществе, стоящих у власти в процессе осознания ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли этих политических сил, побуждающих ее принять форму государственной воли.
Право, (а вместе с ним и социальные нормы) и правосознание не создают друг друга. Все они формируются объективными условиями и взаимодействуют между собой. Действующие социальные нормы оказывают влияние друг на друга, складывая представления членов общества об моделях их поведения, об их правах и обязанностях. И наоборот, правосознание влияет на действующие социальные нормы и право в целом, определяя практику правоприменения в интересах политических сил, обуславливая тем самым нормотворческую деятельность государства.
Вывод: социальные нормы и правосознание органически взаимодействуют между собой, обуславливают и дополняют друг друга в регулировании отношений между людьми. Такая обусловленность их взаимодействия состоит прежде всего в том, что большинство социальных норм (в том числе и моральные) воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости и равенства людей. Другими словами законы в виде определенных социальных норм воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Таким образом, правосознание активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы нравственности и морали, в свою очередь, наполняют правосознание глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки людей нравственными идеалами.
Заключение.
Подводя итоги всей своей работы необходимо в заключение сказать следующее: на современном этапе развития российского общества социальные нормы как бы ушли в тень по сравнению с другими правовыми несоциальными нормами. Как мне кажется тому виной излишняя политизированность самого нашего общества, правотворческий бум одолевший наши законодательные органы не всегда отвечал насущным требованиям этого самого общества и не соответствовал уровню его правосознания. В целом ворохе законодательных актов были приняты очень хорошие и казалось бы социально ориентированные положения, но многие из них остались только на бумаге и стали «мертвыми нормами». Как говорится «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Прежде всего это произошло из-за низкой правовой подготовки наших законодателей и низкой правовой активности самого общества, из-за апатичного состояния правосознания нашего общества.
В ворохе законов порой трудно разобраться даже опытному юристу, не говоря уж о рядовых членах нашего общества. и тем более социальные нормы предаются незаслуженному забвению, поскольку воплощение их в жизнь требует не только определенных политических решений со стороны государства, а так же определенной экономической поддержки социального законодательства.
Правосознание нашего общества тоже требует определенного вмешательства со стороны государства, так как правосознание - это осознание права, а высокий уровень правосознания предполагает и высокую правовую культуру общества, которую как известно нужно воспитывать. А для этого должны работать именно государственные программы, отдельными, частными вливаниями тут ничего не сделаешь. Эти долгосрочные программы должны финансироваться именно государством, так как оно провозгласило себя не только правовым, но и социальным государством. Но как показывает практика провозгласить это одно, а вот осуществить на практике это совершенно другое.
И все таки правосознание нашего общества имеет тенденцию к повышению своего уровня и не последнюю роль в этом процессе играют именно социальные нормы, поскольку именно по ним люди сообразуют свое поведение в обществе. Именно эти нормы в своей совокупности называются правилами человеческого общежития.
Но на мой взгляд в настоящее время им уделяется недостаточно внимания, поскольку руководство страны и главный законодательный орган России заняты более насущными проблемами, а именно поисками источников финансирования государственного бюджета и именно по этой причине были свернуты многие долгосрочные социальные программы. Недостаточное внимание уделяется нашей российской культуре, все это рикошетом бьет по уровню общего правосознания общества.
Юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего, а для исправления положения в этой области опять же нужны денежные средства, которых у России почти нет.
Но одно радует, что в России очень сильны нравственные и духовные традиции, которые не дают правосознанию упасть до предела, хочется верить, что Россия возродится в великое русское государство с высоким уровнем духовной культуры, способным помочь ей выстоять в эти трудные времена.
Россия всегда была общиной и в ней были сильны коллективистские обычаи и традиции, на их основе строилось и правосознание русского общества. Социальные нормы всегда оказывали сильное влияние на правовое сознание русского общества. Зачастую они даже имели решающее значение. Теперь их влияние несколько ослабло, но мне кажется это явление временное и положение скоро исправится. Социальные нормы будут более детально отражены в законах и других правовых актах, поскольку именно социальные нормы придают им духовную, живую окраску, это уже не сухой язык правовых норм, а живое воплощение права в законодательстве.
Влияние социальных норм на современное правосознание просто трудно отрицать и переоценить степень его влияния тоже трудно, поскольку социальные нормы сопровождают человечество на всем пути его развития. Оно играет важную роль в правовой и социальной жизни общества, а так же в совершенствовании отношений царящих в этом обществе.
Оно является необходимым фактором при создании не только социальных норм, но и права в целом, ведь и социальные нормы и нормы права формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Поэтому качество правовых и социальных норм, их соответствие потребностям общественного развития связано неразрывными связями с правовыми представлениями, т.е. уровнем правосознания тех, кто создает эти нормы.
Кроме того, правосознание является важным и необходимым условием для более точной и полной реализации правовых норм, в том числе и социальных. Требования социальных норм обращены непосредственно к людям. Эти требования выполняются путем их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан, тем точнее исполняются предписания социальных и правовых норм. Высокий уровень правосознания обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление этих требований, признание их правильности и разумности. Нарушение их вызывает у людей чувство нетерпимости к людям их нарушающих.
Таким образом, правосознание как и социальные нормы есть важные факторы развития законодательства, гаранты стабильности правопорядка в обществе, реальности осуществления прав и свобод граждан. кроме того высокая степень правосознания свидетельствует о высокой общей и правовой культуры каждой личности.
Библиография.
Алексеев С.С. Теория права. -М., БЕК, 1994.- 415 с. |
Байтин М. И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права, 1999. -№1. С. 98-100. |
Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., Юридическая литература, 1974.-305 с. |
Ключевский В. О. История первобытного общества. -М., Наука, 1986. -650 с. |
Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М., Юрайт, 1998.-416 с. |
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / под ред. Топорина Б.Н. -М., Юристъ, 1997. -716 с. |
Коренев А. В. К вопросу о правосознании и правопонимании // Государство и право, 1997. -№ 6. -С. 20-22. |
Лазарев В. В. Общая теория права и государства. -М., Юристъ. 1996. -472 с. |
Лившиц Р.З. Теория права. -М., БЕК, 1994.- 500 с. |
Ломовский В. С. Заметки о нравственности и праве // Право защитник, 1995. -№ 4. -С. 51-53. |
Макаренко А.С. Воспитание в советской школе -М., Прогресс, 1966. -357с. |
Медушевский А. Н. Теория правового государства в России // Мир России, 1997. -№ 3. -С. 115-154. |
Основы государства и права / под ред. Кутафина О.Е -М., БЕК, 1993. -425с. |
Основы государства и права / под ред. Ржевского В.А. и Гайкова В.Т. -Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.- 512 с. |
Першин А.И. Проблемы нормативной этнографии. Исследование по общей этнографии. - М., Наука, 1979.- 762 с. |
Словарь-справочник по праву. -М., Акалис, 1995.-144 с. |
Торлопов В. Г. Основные модели социального государства // Человек и труд, 1998.-№6.-С. 4 |
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -М., Отечество, 1993. -344 с. |
Хутыз М. А., Сергиенко П. Н. Энциклопедия права. -М., Юристъ, -1995.-423 с. |
Швалев А. В. Основы государства и права // Государство и право, -1998. -№5. -С. 68-69 |
Явич Л.С. Право и социализм. -М., Политиздат, 1982.-206 с. |
[1] Гл. I ст. 7, Гл. I ст. 1 Конституции РФ.