Смекни!
smekni.com

Экология человека: общие положения и определения (стр. 3 из 4)

Погоня за материальными благами, если она становится ведущим стимулом жизнедеятельности, отвлекает человека от духовных интересов, в определенной мере подрывает его интеллектуальные возможности. Рассуждения по этому поводу можно обнаружить во многих религиозных источниках. Мы неоднократно будем обращаться к этим основаниям человеческой мудрости, не потому, что преследуется цель приобщиться к религии, но потому, что в священных книгах сосредоточены, сконцентрированы, наработанные веками, духовно-нравственные основания жизни и общения людей.

Вот ответ Иисуса юноше, вопросившем его что надо сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную. "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною [Матфей 19.21]. И далее продолжил эту мысль "И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". [Матфей, 19.24]. Если приблизить слова пророка к нашему миропониманию очевиден такой их смысл: если хочешь быть совершенным - не ставь перед собой цели обогащения.

Значительно более современным языком и уже без каких либо аллегорий писал об этом пророк молодой религии бахаи Баха-Улла: "Любая вещь, доведенная до чрезмерности, становится источником зла...". Это положение может быть дополнительно иллюстрировано высказываниями его сына и последователя Абдул-Баха: "Помните слова, с которыми я обращаюсь к вам здесь в Париже. Я предостерегаю Вас: не позволяйте материальным благам этого мира закабалить ваши сердца. Я призываю вас не почивать самодовольно на ложе равнодушия, но подняться и сбросить оковы".

Смена сложившейся парадигмы потребления, отход от ставшего уже обычным "чем дороже, тем престижнее" или "чем больше, тем лучше" к принципам разумной необходимости, обеспечивающей возможность достойной жизни современного человека - вот далеко не легкий путь, который надо будет пройти для того, чтобы приостановить, а в дальнейшем - снизить беспрецедентное расходование природных ресурсов, энергоемкость производства, продукции и благоустройства.

Резолюция ООН, принятая на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечает тесную взаимосвязь нищеты и ухудшения состояния окружающей среды и подчеркивает необходимость в мерах, которые должны быть приняты на международном уровне в целях охраны и улучшения состояния окружающей среды, в полной мере учитывать существующие диспропорции в мировых структурах потребления и производства. Эти идеи также приведены в одном из принципов Бахаи, отражающим распределение средств к существованию. В частности, Абдул-Баха пишет: "Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности, необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние, согласно своему рангу и положению". Понимая, что "Равенство - Химера! Достигнуть его невозможно", поскольку способности людей весьма различны, он подчеркивает, что "...ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Насправедливы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние". Он адресует эту позицию членам правительств, вырабатывающим соответствующие законодательства, однако вопрос о самоограничении жизненных благ каким то разумным минимумом стоит перед каждым жителем Земли, думающем о ее будущем.

Гипертрофированные желания, не отвечающие реальному вложению в общественно-полезный труд личных усилий, отсутствие возможности удовлетворения этих желаний, порождают душевный дискомфорт, могут явиться фактором, стимулирующим антиобщественные поступки, преступления против общественной или частной собственности, деградацию личности, пристрастие к алкоголю или наркотикам. Из потребностей человека, возможностей их удовлетворения, рождаются чувства и эмоции. А осмысление складывающейся ситуации, на основании которого мы производим выбор своих, направленных к достижению цели, действий по реализации потребностей принято называть мотивацией

Чувство 1) по В.Далю – "состояние того, кто чувствует что- либо. Чувство боли, радости, любопытства". Можно добавить - чувство голода, боли, утомления, холода, озноба, болезненности. 2) Переживание, осознание человеком своего отношения к тому, что он делает и познает, к результатам своей деятельности, к другим людям, к самому себе, к возможности или невозможности удовлетворения своих потребностей. Правомерно подразделить их на парные, взаимопротивоположные категории, такие как: любовь - ненависть; радость - горечь: симпатия - антипатия (отвращение): привязанность - равнодушие; голод - сытость.

Чувство, как устоявшееся отношение человека к окружающему миру становится чертой личности. Важной характеристикой человеческой индивидуальности, служит, например, чувство юмора. Так ак. В.А. Ребиндер полагал, что науку делают люди веселые. Нытики и пессимисты, как правило, неудачники, ибо они не способны к творчеству. По мнению эколога К.Лоренца, юмор есть одна из форм социально приемлемой агрессивности, а смех представляет собой разновидность агрессивного поведения. Вместо того, чтобы атаковать противника мы высмеиваем его, разряжая свою агрессивность столь мягким способом. Люди, обладающие чувством юмора, как правило, высоко интеллектуальны, способны трезво оценивать происходящие события, адекватно на них реагировать.

Потребность самоутверждения в определенных ситуациях сделает смех злорадным. Потребность придти на помощь, разрядить напряженную обстановку обернется доброй шуткой. Потребность в восстановлении справедливости наполнит смех разящим сарказмом.

Эмоции, в отличии от чувства - более простое, сиюминутное и непосредственное переживание, вызванное какими-то действиями, чьими-то словами, какой-то, как правило неожиданной информацией. Как и чувства, эмоции могут быть положительными или отрицательными, но они всегда вызывают резкую актвационную реакцию организма, вследствие чего на короткое время эмоции могут возобладать над чувствами, "над разумом", толкнуть на необдуманный поступок, не адекватный действительной ситуации. Так нередко бывает в дискуссиях, коллективных "выяснениях отношений", выступлениях перед многочисленными слушателями, в других случаях, когда самоконтроль затруднен или потерян. В частности, на эмоциональной основе формируется так называемый "синдром толпы", который характерен тем, что индивидуальные реакции подавляются общим настроением массы людей, нередко действующих вопреки собственным установкам.

Эмоциональные реакции человека в значительной мере определяются не только характером поступившей к нему информации, но также его личностными установками их восприятия. В частности - уровнем интеллекта. Очевидно, что чем выше этот уровень умственного развития, тем легче и быстрее во времени человек сможет осмыслить случившееся, понять причину несоответствия каких то ожидаемых им событий реально наступившим, проконтролировать в полной мере адекватность своих действий. Интенсивность проявления эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность определяется ситуацией в целом и ее восприятием субъектом эмоциоционального воздействия.

Систематическое эмоциональное напряжение, связанное с недостаточной информацией или постоянными отрицательными эмоциями могут усилить активационные реакции организма до состояния стресса, что, в свою очередь, может вызвать нарушения в физиологическом и (или) психическом отношении. Одновременно эмоциональные напряжения стимулируют физиологическую и психическую активность организма, однако сила возбуждающих факторов и их индивидуальное восприятие не должна превысить какого то рационального уровня. Особо следует остановиться на мотивациях агрессивного поведения, как следствия эмоционального возбуждения и неадекватных реакций со стороны субъекта эмоционального воздействия. В качестве причины агрессивного поведения могут выступать факторы биологические, социальные и информационные.

Биологические мотивации агрессивного поведения предопределяются природными основаниями коры головного мозга и уходят в далекое прошлое, когда практически только агрессия могла предотвратить утрату территории, женщины, семьи или пищи в случае появления конкурента. По мере умственного и интеллектуального развития человека, все чаще возникали эпизоды альтернативных возможностей выхода из сложных положений с неагрессивным поведением, с подавлением первичных агрессивных склонностей. Исследования показывают, что агрессивные дети вырастают в семьях, где на детей не обращают внимания, не интересуются их школьными делами, друзьями, свободным времяпровождением.

Мальчики бывают более агрессивны в семьях малограмотных родителей, девочки в семьях с низким достатком. Особое беспокойство в США вызывает роль телевидения с демонстрацией актов жестокости. Эти сцены моделируют ситуации насилия и постоянное их созерцание может выработать у зрителей с неокрепшей психикой, в частности у подростков, стереотипические реакции собственных действий в аналогичных или близких или кажущихся близкими случаях. Подобные постоянно наблюдаемые сцены насилия могут вызывать повышенное возбуждение у лиц, склонных к агрессивным мотивациям. Или, наоборот, своим постоянством и однообразием выработать обратную реакцию равнодушия, которое может проявиться в неоказании помощи пострадавшим или подвергнувшимся насилию людям.