В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин
"Человек есть мера всем вещам – существованию
существующих и несуществованию несуществующих".
Быть или не быть? Этот вопрос, который в XVI веке поставил перед человечеством Шекспир устами принца Гамлета, встает сейчас со всей остротой перед людьми планеты Земля. Быть или не быть человеку? И если быть, то каким? И, в частности -
Как выжить в условиях непрерывно и резко ухудшающейся экологической, а для россиян - экономической и социальной обстановки.
Как сохранить свой генетический фонд, иммунитет и здоровье под прессом урбанизации, алкоголизации, наркотизации.
Как противостоять развивающейся ВИЧ-инфекции и других опасных для здоровья и жизни заболеваний?
Как сохранить свои этнические и культурные традиции под давлением современных информационных систем, возможностей интернета, массовой субкультуры, всевозможных сектантских притязаний на наши деньги, души и тела?
Вот круг проблем экологии человека, к осмыслению которых невольно приходит каждый, кому по долгу службы или по интересам приходится заниматься экологическими, социальными, демографическими или медицинскими вопросами, исполнением решений, направленных к совершенствованию и обустройству нашего общего дома – Земли, ее национальных и региональных его квартир.
Иногда полезно вернуться в прошлое. Опустимся по лестнице времен в третий век до нашей эры, и прочтем в трудах Аристотеля, что "... растения существуют ради живых существ, животные - ради человека, домашние животные служат человеку как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получить от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все упомянутое ради людей". Нечто подобное усматриваем мы и в ветхом завете, когда после сотворения Человека, мужчины и женщины "И благословил их Бог и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными и над всякими животными пресмыкающимися по земле" (Бытие 1.28)
И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву сеющую семя, как есть на всей земле и всякое дерево у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу. (Бытие, 1.29).
Из этих древнейших и множества других текстов религиозного и научного содержания однозначно следует особое положение человека во вселенной. А необходимость удовлетворения желаний, потребностей каждого человека и должно было быть главной заботой правительственных и иных чиновников. После этого необходимого вступления, определимся с содержанием термина "ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА"? СЭС определил экологию человека как "Область знаний, которая изучает влияние природной среды на человеческое общество и особенности урбанизированных биоценозов".
Это определение не охватывает всего человеческого окружения, поскольку помимо природной среды любого человека окружает еще среда социальная, производственная, также оказывающие на него влияние. Кроме того в этом определении отсутствует сам человек, как личность, как единый живой организм, а также обратная связь между человеком и средой его обитания, на которую он активно воздействует.
Согласно Казначееву, экология человека есть "... новая синтезирующая наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психических и физических возможностей человека. Раскрытие закономерностей производственно-экономического целевого освоения регионов Земли в процессе их преобразования деятельностью человека".
Подобная трактовка экологии человека охватывает ряд смежных, достаточно самостоятельных научных направлений, включая демографию, экономику, социологию, экономическую географию и корреспондирует с определением Б.Б.Прохорова, рассматривающего ее как ассоциацию медико-биологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и географическими подразделениями.
С ним согласна и ректор медицинского института ЯГУ П.Г.Петрова, которая полагает, что "Сегодня мы с полным основанием можем сказать, что экология человека - это междисциплинарная область знаний. Это конгломерат наук. Это наука о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Решение глобальных человеческих проблем, в том числе, и прежде всего - экологических, возможно лишь на основе синтеза знаний и коллективных усилий, направленных к решению этих проблем".
(Позволю напомнить, что конгломератом называют горную породу, состоящую из прочно сцементированных между собой галечек обычно различных по своему составу). Сказанное позволяет рассматривать экологию человека как науку о человеке, синтезирующую, в конечном итоге, все знания о нем.
Тогда "экологию человека" можно определить как комплексную медико-эколого-социально-экономическую отрасль знания, где здоровье людей, социальные, экономические и природные условия рассматриваются как взаимосвязанные составляющие среды и жизни человека.
Отсюда вытекает и основное назначение экологии человека как науки: обеспечить гармонизацию процессов взаимодействия людей между собой и с внешней средой, имея стратегическую цель - обеспечение условий устойчивого развития общества в благоприятных для этого социальных, ресурсных и экологических условиях.
И так, составными частями системы знаний, которую можно определить как экология человека есть человек и окружающая среда его обитания. Продолжим рассмотрение вопроса характеристикой человека.
Человек и его окружение
Не вызывает сомнения существование взаимосвязи здоровья человека с окружающей его природной средой, в том числе - средой измененной воздействием на нее человека. Однако, окружающая человека природная среда - это мощный, но не единственный фактор, определяющий наше здоровье: физическое и психическое состояние, работоспособность и возможности адаптации к изменению внешних условий. Оценить последствия взаимодействия человека со средой возможно с использованием системного анализа, позволяющего, пусть и с некоторой долей условности, рассмотреть всю совокупность факторов взаимодействия человека со средой. Попробуем построить такую систему взаимодействий на антропоцентрическом подходе, т.е. принимая условие, что центром происходящих в системе взаимодействий между ее компонентами является человек.
Анализируя структуру воздействующих на человеческую личность факторов - компонентов антропоцентрической системы, и представив ее в форме круга (или сферы), в центре которого пребывает человек, представляется возможным вычленить сегментов (или зон) взаимопроникающих друг в друга и, одновременно достаточно дифференцированных по своим свойствам и по последствиям воздействия на человека. Эти сегменты: Производственная сфера, в узком смысле слова - технологическая, обеспечивающая реализацию социальных и материальных, биологических потребностей человека, в первую очередь.
Социальная, обнимающая социальные институты человеческих обществ (популяций, формаций), призванная обеспечить социальные потребности человека как одного из разумных членов общества:
Информационная, проникающая во все сферы окружающей человека среды, но имеющая важнейшее самостоятельное значение в формировании личности человека, его жизненных ориентиров;
Духовная, обеспечивающая духовные, культурные, интеллектуальные потребности человека, определяющая уровень его культуры, интеллекта;
Природная , включая ее измененные человеком категории окружающей природной среды.
Каждая из этих сфер способна оказать внешние влияния на человека. Однако, не трудно показать, что последствия их воздействия на него будут определяться еще и внутренним содержанием человека, его психической устойчивостью и физическим состоянием. Порой нескромный взгляд приводит к выяснению отношений с самыми неблагоприятными последствиями для личностей, их выясняющих, а в другом обществе подобная неловкость может лишь вызвать снисходительную улыбку.
Понятно также, что вычленение приведенных выше сфер в системе факторов взаимодействующих с человеком достаточно условно. Действительно, никакое производство не осуществимо без каждой из обозначенных здесь зон - природной, из которой черпаются природные ресурсы, информационной, несущей в себе представления об этих ресурсах, а также технологиях, которые могут быть использованы для их добычи и переработки, социальной, которая объединяет интересы работающих людей. И, тем не менее, правомерен и дифференцированный подход к анализу взаимодействия обозначенных зон с человеком в системе Человек « Окружающая среда. Однако, прежде чем обратиться к вопросам взаимодействия человека с компонентами окружающей его среды, необходимо коснуться и самого человека, рассмотреть природу возможных его реакций на эти воздействия.
Человек - личность
Согласно ак. И.Т.Фролову: человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
В соответствии с представлениями В.И.Вернадского, человек - составная часть живого вещества Земли определенного эволюционного типа, неразрывно связанная в своем развитии и существовании со всей биосферой нашей планеты. Одновременно только он, человек обладает возможностями воздействия на окружающую его природу энергетическими категориями, недоступными никаким другим живым существам. Одновременно человек - это личность, то есть элемент определенных социальных структур. В настоящем разделе внимание сосредоточено именно на личностных характеристиках человека, а не на его биологической сущности.