Смекни!
smekni.com

Критерии устойчивого развития: национальные аспекты (стр. 1 из 4)

Островский Н.В., г. Кирово-Чепецк

1. Введение

Данная статья является продолжением ранее опубликованных работ, посвященных муниципальным [1] и региональным [2] аспектам устойчивого развития. При этом автор не претендует на полноту раскрытия темы в данном, ограниченном объеме, сосредоточив внимание на основных, наиболее актуальных, на его взгляд, моментах.

Понятие "устойчивое развитие" было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [3, с. 35]. Это определение является скорее политическим, чем научным. Поэтому в основу предлагаемого рассмотрения положено два более емких определения. "Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека" [4, с. 5]. При этом хозяйственная емкость биосферы понимается как предельно допустимое антропогенное воздействие на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы [5, с. 164]. Другой подход к оценке устойчивости общества основан на оценке морально-этических факторов [6]: "Развитие устойчиво, когда дети счастливее своих родителей".

Введя понятие устойчивого развития и приняв "Повестку на XXI век" [7], призванную обеспечить переход на устойчивое развитие во всемирном масштабе, ученые и политики планируют избежать острых кризисных явлений на пути дальнейшего цивилизационного развития. В то же время кризис - это нормальное явление для любой развивающейся системы. Все системы в ходе своего развития сталкиваются с кризисными ситуациями. Они выходят из кризисов обновленными или погибают. Можно выделить четыре рода причин возникновения кризисов [4, с. 154-155]:

- истощение внутренних ресурсов развития;

- дисгармония между активными подсистемами, вызванная их несбалансированным развитием;

- достижение внешних границ развития (причины этого рода существенны не для всех систем, а лишь для тех, развитие которых содержит элемент экспансии, хотя бы в каком-то аспекте является экстенсивным, так что в соответствующем направлении система расширяется);

- внешнее воздействие на систему, активное, целенаправленное или случайное.

При этом важно понимать, что между устойчивостью и развитием существует глубокое диалектическое противоречие. По сути, своей заявкой на устойчивое развитие мы замахнулись на промысел божий, вознамерившись регулировать естественный исторический процесс. Сомневаюсь, что это по большому счету возможно. Но хочется надеяться, что благодаря разумным действиям Человечеству удастся избежать чрезмерных потерь от грядущих кризисов.

Оценка развития объекта зависит от того, с каких позиций мы оцениваем его развитие: изнутри, рассматривая объект самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам, обеспечивающим его устойчивость как такового, или извне, рассматривая объект как элемент более сложной системы - региона, страны, планеты в целом - и обращая внимание на факторы вносящие вклад в обеспечение устойчивости в глобальном масштабе. Другим важным аспектом оценки является рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе.

В соответствии с предложенным выше подходом попытаемся сформулировать три основные группы критериев: экологические, экономические и социальные, а затем рассмотрим взаимосвязи между ними.

2. Экологические критерии

Устойчивость системы с экологических позиций определяется:

2.1. Качеством окружающей Среды в сравнении с гигиеническими и экологическими нормативами (атмосферный воздух, питьевая вода, шум, электромагнитные поля, рекреационные зоны).

2.2. Обеспеченностью ресурсами экономики и социальной сферы (минеральное сырье; вода; пашня; лес; водные объекты, как приемники сточных вод; атмосфера, как приемник выбросов; земли для размещения отходов).

По существу эти две группы критериев очевидны. Необходимо лишь подчеркнуть наличие отрицательной обратной связи между определенными критериями. Функционирование промышленности и коммунального хозяйства требует ресурсов для рассредоточения и депонирования отходов:

- атмосферного воздуха - для рассеивания выбросов, что ведет к его загрязнению;

- водных объектов - для приема сточных вод, что также ведёт к их загрязнению и уменьшению возможностей их использования;

- земель - для размещение отходов, что уменьшает доступность использования земельных ресурсов для других целей;

Использование водных и земельных ресурсов для рекреационных целей в свою очередь снижает возможности их использования для целей хозяйственных.

Задача общества и государства состоит в том, что бы обеспечить приемлемый баланс путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, административных мер и просветительской деятельности.

Площадь территории России составляет около 17 млн. кв. км, что при численности населения 145 млн. чел. [8] дает плотность населения всего 8,5 чел./кв. км. При этом, в ряде промышленных центров и агломераций России сложилась напряженная экологическая обстановка [9]. Одной из главных причин этого является игнорирование экологических и санитарно-эпидемиологических требований при территориальном зонировании и размещении объектов [10].

Однако значительная часть территории мало пригодна для постоянного проживания. Эта территория не может быть эффективно освоена даже при росте численности населения, но требует определенных затрат на обслуживание и увеличивает удельные издержки при создании коммуникаций. Поэтому поиск возможных способов использования малодоступных территорий, дающих доход, является важной экономической задачей.

В чем то похожая ситуация сложилась и в области водных ресурсов. Среднее многолетнее значение речного стока в целом по России составляет 4262 куб. км [11]. Общее потребление свежей воды в 2000 г. составило 86 куб. км (2,0% речного стока), а сброс сточных вод - 57 куб. км (1,3% речного стока), в т.ч. загрязненных - 20 куб. км [12] При этом удельное водопотребление в валовом внутреннем продукте (ВВП) сократилось по сравнению с 1990 на 7%. [13]. Таким образом по водным ресурсам в целом по России ситуация выглядит вполне благополучно. Тем не менее, и с обеспечением крупных городов качественной питьевой водой имеются серьезные проблемы. Одной из причин этого является то, что органы государственного контроля и управления в сфере водопользования не обеспечивают выполнение в необходимом объеме работ по сокращению сброса сточных вод, что связано, в первую очередь, не с недостатком финансирования, а с неспособностью правильно определить приоритеты.

В СССР была создана самая совершенная система нормирования воздействия на окружающую среду, основанная на соблюдении гигиенических и экологических нормативов в зоне воздействия. Однако данная система может (или должна?) быть разрушена в ходе реализации ФЗ "О техническом регулировании" [14]. Данный закон, по своей сути претендующий на роль конституционного, предусматривает замену действующей системы нормативно-правовых актов "техническими регламентами", имеющими статус федеральных законов (см., например, проект технического регламента "О водоотведении" [15]). При этом исчезает само понятие нормирования качества окружающей среды, а с ним право граждан на благоприятную окружающую среды, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Хотя понятия "предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ" и "предельно-допустимых воздействий на водные объекты" содержатся в проекте нового Водного Кодекса РФ [16], данный проект содержит другую опасную новацию - в нем исключён институт лицензирования водопользования, что открывает возможности для неквалифицированного осуществления работ, оказывающих влияние как на состояние окружающей природной среды, так и на здоровье населения. Проект нового ФЗ "О недрах" [17] хотя и содержит упоминание о лицензиях на недропользование, но сам не предусматривает случаев их применение, что так же можно рассматривать как одну из активных мер, направленных на расширение неэффективного недропользования и связанного с ним загрязнения окружающей среды.

Серьёзные опасения вызывает проект нового Лесного Кодекса, разрабатываемый Министерством экономического развития и торговли РФ совместно Федеральным агентством лесного хозяйства [18]. Значительную часть проекта занимают новации, посвященные фактической приватизации лесов (передача лесов в муниципальную и частную собственность, в доверительное управление, в долгосрочную - до 99 лет - аренду), что противоречит как Конституции РФ, закрепляющей всенародную собственность на природные ресурсы, так и мировым тенденциям.

3. Экономические критерии

С позиций обеспечения устойчивости наибольшее значение имеет самообеспечение системы. При этом, на первый план выходит такой критерии, как:

3.1. Зависимость от внешних связей:

- источников сырья,

- источников энергии,

- рабочей силы,

- средств производства.

- потребителей продукции,

- потребителей отходов.

Хотя в нынешнем открытом обществе трудно себе представить субъект с полностью натуральным хозяйством, именно натуральное хозяйство имеет наивысшую устойчивость. Его недостатком является низкая производительность труда и высокие удельные затраты на единицу выпускаемой продукции. Последние столетия развитие шло именно по пути увеличения производительности труда и уменьшения удельных затрат. Обратной стороной этого процесса стало увеличение зависимости субъектов хозяйственной деятельности от внешних факторов. Очевидно, что неизбежен определенный обратный процесс для того, чтобы сбалансировать чисто экономические показатели с повышением устойчивости и экологической безопасности.