Смекни!
smekni.com

История российского Центробанка (стр. 7 из 8)

Успешное проведение денежной реформы 1922 - 1924 гг., выпуск в обращение устойчивых банкнот обеспечили условия для значительного расширения как активных, так и пассивных операций Государственного банка. Увеличению пассивов особенно способствовал декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 30 марта 1922 г. о хранении средств государственных организаций на текущих счетах Государственного банка. Затем Постановлением СНК о кассовых операциях государственных учреждений и предприятий было уточнено, что хранение денег в Государственном банке предписывалось только бюджетным учреждениям. Всем другим предприятиям, состоящим на хозрасчете, предоставлялось право держать свои средства в любом кредитном учреждении.

В течение первого года существования Государственного банка по инициативе группы бывших банковских работников в Ростове-на-Дону был создан Юго-Восточный коммерческий банк. Этот первый в Советской России коммерческий банк был организован на 50 % за счет частного капитала, а остальные 50 % его капитала были внесены Государственным банком. В конце 1922 г. образовалось еще несколько банков. Так, в ноябре 1922 г. был создан Российский торгово-промышленный банк, занявший в конце 1923 г. По своим оборотам второе (после Государственного банка) место в системе кредитных учреждений Советской России. 12 декабря 1922 г. в Москве начал проводить свои операции Российский коммерческий банк, учрежденный «для содействия промышленности и торговле РСФСР и союзных с ней республик и для развития коммерческих оборотов их за границей».

В 1927 г. руководство существенно расширившейся кредитной системой и контроль за деятельностью банков и других кредитных учреждений было возложено на Госбанк СССР. В 1928 г. Госбанк становится монополистом в краткосрочном кредитовании: его доля в общей сумме краткосрочных кредитов составляла более 65 %. К 1930 г. Госбанку принадлежала ведущая роль в кредитной системе.

Дальнейшее усиление позиций Госбанка произошло в ходе проведения кредитной реформы 1930 г., которая обеспечила достижение двух целей: установление принципа демократического централизма в работе банков и концентрацию кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйства в одном общенациональном банке.

В 1930 г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Центрального сельскохозяйственного банка СССР был организован Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. В дальнейшем все операции по кредитованию сельского хозяйства перешли к Госбанку СССР. На основе сельскохозяйственных кредитных товариществ были созданы отделения Госбанка практически во всех районах страны. Таким образом, в 1930 - 1932 гг. Госбанк, оставаясь эмиссионным центром и агентом правительства, приобрел статус института краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра страны. С мая 1932 г. финансирование и кредитование капитальных затрат стало осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений:

Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком и Цекобанком.

В 1950-е гг. в кредитную систему страны был внесен ряд изменений, суть которых сводилась к усилению ее централизации и расширении контрольных функций банков. Сельхозбанк, Цекобанк и местные коммунальные банки были ликвидированы, а их функции распределились между Госбанком и Промстройбанком, который впоследствии был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). В 1960-е, 1970-е и до конца 1980-х гг. роль и функции Госбанка не пересматривались, кредитная система СССР практически не менялась. Она представляла собой сеть государственных кредитных учреждений, действовавших по принципу функциональной специализации, осуществлявших организацию и планирование кредита и денежного обращения, безналичные расчеты и кредитные отношения.

Госбанк СССР являлся одновременно эмиссионным центром страны, центром краткосрочного кредитования, институтом кассового и расчетного обслуживания предприятий и организаций. Монопольное положение в кредитной системе и полная подчиненность правительству способствовали превращению Госбанка в орган государственного управления и контроля.

Накануне рыночных реформ на счетах Госбанка автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, которые затем централизованно распределялись в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками на цели, предусмотренные планом. Кредитные учреждения руководствовались в своей деятельности утвержденными Правлением Госбанка инструкциями и несли ответственность главным образом перед вышестоящими конторами Госбанка, а не перед клиентами. Госбанк СССР во всем мире считался одним из крупнейших и авторитетных кредитных учреждений, а его универсальность состояла в том, что, выполняя функции присущие государственным и коммерческим банкам, он был эмиссионным и валютным центром страны, проводил активную политику по защите ее валютных интересов. Понятно, что такая историческая традиция не могла исчезнуть в одночасье даже тогда, когда Россия решила приступить к рыночным реформам.

В ходе реорганизации была предпринята попытка создать двухуровневую банковскую систему. Ее верхний уровень должен был составлять центральный банк, созданный на основе Госбанка СССР, а нижний - специализированные банки. Госбанк СССР, оставаясь эмиссионным институтом, был призван координировать деятельность специализированных банков и проводить единую денежно-кредитную политику государства. Но реально роль Госбанка в этот период резко снизилась, он лишился своих основных клиентов, его прежние контрольные функции частично перешли к специализированным банкам, частично были резко ограничены. Эффективных рычагов воздействия на специализированные банки он не получил. Система централизованного кредитного и кассового планирования была разрушена, а к полноценному использованию инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на объем и структуру денежной массы Госбанк оказался не готов.

Политические и экономические процессы, которые произошли в России, развивали при этом многочисленные направления, в том числе нужно было менять и банковский сектор. 17 июля 1987 года Центральным комитетом партии Советского Союза и Советом Министров было принято постановление, где говорилось, что банковская система стала крайне неповоротливой, кредитные рычаги и стимулы фактически перестали выполнять функции инструмента управления расширенным воспроизводством; широкие масштабы приобрела порочная практика предоставления кредитов без должного экономического обоснования.

Данным Постановлением фактически устанавливалась двухуровневая банковская система в виде Центрального эмиссионного банка и ряда государственных специализированных банков. В банковскую систему вошли Госбанк СССР, банк внешнеэкономической деятельности Внешэкономбанк, Промышленно-строительный банк Промстройбанк, Агропромышленный банк Агропромбанк, банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР Жилсоцбанк и банк трудовых сбережений и кредитования населения Сберегательный банк СССР.

По вполне понятным причинам роль главного банка, конечно же, стал играть Госбанк СССР. В 1988 году был утвержден Устав и определены полномочия банка как Центрального банка страны. Но ни о какой независимости Государственного банка СССР, конечно, говорить не приходилось. Выделим, один такой момент: в Конституции СССР даже не было упоминания о банке, главном эмиссионном центре. В настоящее время в Конституции есть прямые записи о Центральном банке Российской Федерации.

В СССР начался медленный распад страны, расползание в разные стороны, что называется, и, естественно, Россия была одним из государств, которой тоже хотелось быть независимой, в том числе и в банковской сфере. 13 июля 1990 года Борисом Николаевичем Ельциным был подписан указ «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики». Это было началом становления системы российских банков. И первым исполняющим обязанности Председателя был назначен Георгий Гаврилович Матюхин.

Принятию этого постановления предшествовало написание письма от 13 июля 1990 года « О системе банков России». Была направлена записка Борису Николаевичу, где сообщалось, что союзными властями делается попытка лишить РСФСР собственной кредитно-денежной системы. Государственные специализированные банки на союзном уровне в экстренном порядке реорганизуются в государственно-коммерческие на паевой основе. Приняты положения об учреждении межбанковских расчетов, что лишает республику собственных ресурсов для кредитования, так называемый, "парад суверенитетов". Такая бумага родилась, и на основании ее было принято Постановление от 13 июля 1990 года.

Поименно можно назвать людей, которые подписали эту записку: председатель комиссии Верховного совета РСФСР по бюджету Воронин, члены комиссии Рассказов, Скрипченко, министр финансов Федоров, председатель Российского республиканского госбанка Тарасов, начальники управлений Госбанка СССР Курилов (Воронеж), Бездольный (Калинин), Шор (Москва), Рудько-Силиванов (Приморье), Тыгилова (Рязань), Сорвин (Свердловск), начальники вычислительных центров Широкий (Волгоград), Фарафонов (Брянск), Шарифьянов (Башкирия), Белоусов (Пермь). Среди подписавших были и представители коммерческих банков, это Агапов (Кредобанк), Джавашвили (Форумбанк), Кагирова (Восток, Уфа) и Гаева (Кумбанк).

Многих из этих коммерческих банков не осталось, но подписавшие записку в тех, же должностях даже работают в банке России.

Конечно, этот шаг оценивается по-разному. С одной стороны, говорили, что это разваливается Госбанк СССР, с другой стороны, произошло фактически в истории: такая бумага послужила шагом к тому, чтобы был создан Центральный банк России.