На первый взгляд ситуация не совсем логична: промышленность в России работает сейчас не так интенсивно, как раньше, а воздух остается грязным.
Но дело в том, что атмосферу нельзя жестко разделить границами, как земную территорию. Загрязняющие вещества переносятся на большие расстояния из одной страны в другую. Это называется трансграничным загрязнением воздуха.
Например, в 2000 г. на Европейскую часть России выпало 2,4 млн. тонн окисленных серы и азота. Больше половины из них (57%) - в результате трансграничного переноса. И в основном - за счет Украины, Польши, Белоруссии, Румынии и Германии.
Конечно, и "российский воздух" кочует в сторону других стран. Но соотношение переноса загрязненных веществ российского происхождения, попадающих за границу, по отношению к воздушному переносу вредных веществ в Россию из других стран говорит само за себя: 1:6,2 по окисленной сере, 1:6,5 по восстановленному азоту и 1:3,8 по окисленному азоту.
Одна из наиболее болезненных проблем - выпадения тяжелых металлов, особенно свинца. На Европейскую территорию России его выпало 2739 тонн (да еще 68,5 тонн кадмия), больше половины - трансграничного происхождения.
Что касается свинца, то об этом надо сказать несколько слов отдельно, поскольку проблема остается острой. Этому еще в 1997 году был посвящен глубокий и объемный "Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения", известный также как "Белая книга" (подготовлено и издано РЭФИА. С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте РЭФИА www.refia.ru).
А к 2000 г. была издана совместная российско-американская работа "Свинец в окружающей среде и здоровье населения России".
Увы, свинцовая опасность остается реальностью. И не только для тех, кто живет рядом с аккумуляторным заводом в Санкт-Петербурге или вблизи медеплавильного комбината в Красноуральске; в Гусь-Хрустальном (производство стекла и хрусталя) или Первоуральске (медеплавильный завод). В Екатеринбурге, Саратове и Волгограде, например, основной источник поступления свинца в окружающую среду - автотранспорт.
А ведь еще есть и авиация, и ракетно-космическая техника; даже привычная многим охота. Почему - охота? Потому, что после нее ежегодно (!) в почве остается почти полторы тысячи тонн свинцовой дроби.
Так что, если все это сложить вместе, то ничему живому мало не покажется. Особенно при том, что свинец не просто токсичен, но и имеет особенность накапливаться в организме (при этом у млекопитающих - в головном мозге и в печени).
Конечно, стратегия борьбы со свинцовым загрязнением существует. Но польза будет тогда, когда она станет выполняться хотя бы наполовину. Пока же можно надеяться только на то, что снижается выпуск этилированного бензина; что врачи научились немного уменьшать негативное воздействие свинца на здоровье детей (они страдают в первую очередь); что медеплавильная промышленность обзаведется новыми очистными сооружениями и т.д.
К проблеме свинца близка и существующая в России проблема ртути. Хотя из почти 70 тонн, которые выпали из атмосферы на Россию, российским источникам принадлежат только 3,5 тонн, то есть всего 5%. Остальные 95%, как говорится, ветром принесло - то есть снова речь о трансграничном загрязнении.
Справедливости ради надо сказать, что не во всех наших бедах с качеством воздуха виноваты соседи. Например, бенз(а)пирена на Европейскую часть России в год выпало около 80 тонн, и более 66 из них (то есть 83%) - доля собственных наших, российских источников.
По материалам Популярного доклада о состоянии окружающей среды в России. Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Федоров А.В., Горбатовский В.В. Окружающая среда России на рубеже тысячелетий. Популярный доклад о состоянии окружающей среды в России / Под ред. И.А. Панкеева и Н.Г. Рыбальского - М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003.