Штаты Белорусской военной прокуратуры и межгарнизонных военных прокуратур утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь и объявляются директивой Министра обороны Республики Беларусь.
Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 30 января 2006 г. № 45 установлена следующая организационная структура Белорусской военной прокуратуры: Белорусский военный прокурор, первый заместитель, заместитель, отделы по направлениям деятельности, отделение обслуживания, старшие помощники, главный специалист, старший техник.
Организационная структура Белорусской военной прокуратуры не является постоянной и может быть изменена Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Организация и порядок деятельности военной прокуратуры определяются Законом о прокуратуре, а также приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, другими законодательными актами.
В соответствии с Законом о прокуратуре и приказом Генерального прокурора от 27 августа 2002 г. № 24 на военных прокуроров возлагается осуществление надзора за:
- исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны, погранвойск, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках;
- исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в воинских частях, учреждениях Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, Министерства обороны Республики Беларусь.
Указанным приказом Генерального прокурора транспортным, военным прокурорам предписано обеспечивать взаимодействие при осуществлении надзора за исполнением законодательства в войсках и на транспорте; при необходимости планировать и проводить совместные проверки, анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора, разрабатывать и реализовывать меры по устранению нарушений законодательства, причин и способствующих условий.
На следователей военных прокуратур возложено расследование уголовных дел:
а) о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск, Комитета государственной безопасности, пограничных войск и иных воинских формирований, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;
б) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Республики Беларусь, внутренних войск, Комитета государственной безопасности, пограничных войск и иных воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, военном учреждении, заведении, предприятии или военной организации.
При расследовании уголовного дела в отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или нескольких преступлений, если уголовное дело в отношении одного из этих лиц подследственной военной прокуратуре, оно подлежит расследованию в полном объеме военной прокуратурой.
По решению Генерального прокурора либо его заместителей расследование отдельных уголовных дел о преступлениях военнослужащих может быть передано территориальным прокуратурам. Осуществляя свои полномочия, военные прокуроры и следователи действуют независимо от командования, органов военного управления и местных органов власти в строгом соответствии с законами Республики Беларусь.
Белорусский военный прокурор и подчиненные ему военные прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью поднадзорных им органов военного управления Вооруженных Сил и других войск, которые возглавляют входящую в них систему органов дознания подчиненных структур, выполняющих правоохранительные функции. В системе военного права особое место принадлежит законодательству, направленному на обеспечение и реализацию прав военнослужащих, статус которых существенно отличается от статуса других категорий граждан Республики Беларусь. Надзор за соблюдением прав военнослужащих - одно из приоритетных направлений деятельности военной прокуратуры. Права человека, детально регламентированные законом, воинскими уставами и приказами командования, внутри армейских отношений, правовая и социальная защищенность военнослужащих входят в круг важнейших вопросов, решаемых военными прокурорами в процессе осуществления надзорных функций.
Строжайшее соблюдение в войсках законодательства, направленного на защиту жизни, здоровья, обеспечение личной безопасности военнослужащих, - важнейшее направление надзорной деятельности военных прокуроров. В поле зрения военных прокуроров должны находиться каждый случай травматизма в воинских частях, не говоря уже о гибели людей.
Известно, какой резонанс в обществе получает так называемая дедовщина - глумление и издевательство над молодыми солдатами, на почве нарушений установленных воинскими уставами правил взаимоотношений в подразделениях. Поэтому при поступлении из любых источников данных о фактах насилия, причинения телесных повреждений военнослужащим военный прокурор обязан незамедлительно организовать проверку такого рода информации. Он вправе ознакомиться с документацией госпиталей и медсанбатов, содержащей сведения о характере и происхождении травм, выяснить обстоятельства случившегося и принять решение либо о возбуждении уголовного дела (при наличии признаков преступления), либо о применении иных форм прокурорского реагирования. Военный прокурор должен также тщательно проверять сведения о недостатках питания военнослужащих, обеспечения их обмундированием, о бытовом обустройстве, так как все эти вопросы регулируются воинскими уставами и являются предметом прокурорского надзора [8. с. 98].
В соответствии с Законом о прокуратуре военные прокуроры в пределах своей компетенции вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, штабов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений.
Военные прокуроры обязаны ежемесячно проверять законность содержания арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах и в других местах содержания под стражей, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц.
В пределах своей компетенции военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов следователями военных прокуратур, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и дознание в Вооруженных Силах, пограничных и других войсках. Военные прокуроры осуществляют надзор за законностью нахождения осужденных военнослужащих и приравненных к ним лиц в дисциплинарных частях и на гауптвахтах, освобождением их от отбытия наказания, а также за выполнением установленных уголовно-процессуальным законодательством и воинскими уставами порядка и условий отбывания наказания, соблюдением законов по исправлению и перевоспитанию военнослужащих. Для выполнения указанных функций военные прокуроры вправе посещать в любое время дисциплинарные части и гауптвахты, опрашивать осужденных, знакомиться с документами об их осуждении, порядке и условиях отбывания наказания и содержания.
На органы военной прокуратуры возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения в военных судах, участию в пределах своих полномочий в рассмотрении судами гражданских дел, а также по опротестованию в кассационном порядке незаконных и необоснованных приговоров военных судов, их решений, определений, постановлений.
Белорусский военный прокурор, его заместитель и другие военные прокуроры в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре и в пределах своей компетенции вправе принести протест на незаконный акт или решение командования и органов военного управления. Они вправе внести представление об устранении выявленных нарушений законов или воинских уставов в любой орган военного управления. Акты прокурорского реагирования в порядке надзора адресуются командиру, начальнику, иному должностному лицу Вооруженных Сил, внутренних, пограничных войск и других войск, полномочному устранить нарушения.
Одной из особенностей деятельности военных прокуроров и следователей является то, что на них трудовое законодательство распространяется только в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус (ст. 5 ТК).
Аттестация военных прокуроров и следователей военных прокуратур производится в порядке, установленном законодательством для прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы.
Порядок поощрения военных прокуроров, следователей военных прокуратур и привлечения их к дисциплинарной ответственности устанавливается Законом о прокуратуре, Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, а также Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь».
3. ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОРГАНЫ
Специализация органов прокуратуры в области надзора за исполнением законов на транспорте началась с 1922 года. В Положении о прокурорском надзоре, принятом третьей сессией ЦИК Белорусской ССР, содержались требования, предъявляемые к военной и общей прокуратуре, по исполнению законов на железнодорожном и воздушном транспорте. Расследование уголовных дел о преступлениях в этой отрасли и прокурорский надзор над ними производились специальными следователями и прокурорами, выделяемыми Прокуратурой БССР. До 20 июня 1936 г., т.е. до образования Наркомюста СССР, функции прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте осуществляли территориальные прокуроры. А в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания вплоть до 1948 года надзор за законностью на транспорте осуществляли военные прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог. В мае 1948 г. военные прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог реорганизованы соответственно в прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог. Прокуратура Белорусской железной дороги находилась в городе Гомеле, прокуратура Брест-Литовской железной дороги – в городе Барановичи. Приказом Генерального прокурора СССР от 15 сентября 1951 г. прокуратура Брест-Литовской железной дороги переименована в прокуратуру Минской железной дороги с нахождением в г. Минске. В ее состав входили 4 подразделения: прокуратура Минского, Барановичского, Брестского, Гродненского участков. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1953г. № 1263 «Об объединении прокуратур железных дорог» прокуратура Минской железной дороги объединена с прокуратурой Белорусской железной дороги в прокуратуру Белорусской железной дороги с местонахождением в г.Минске. Согласно приказу Генерального прокурора СССР прокуратура Белорусской железной дороги стала именоваться Транспортной прокуратурой Белорусской железной дороги. В нее входило 7 участков: Барановичский, Брестский, Гродненский, Могилевский, Гомельский, Жлобинский. В 1955 году по приказу Генерального прокурора СССР упразднена прокуратура Гродненского участка, Транспортная прокуратура Белорусской железной дороги была переименована в Белорусскую транспортную прокуратуру, а в ее штат включена прокуратура Витебского участка Калининской железной дороги. Функции прокуратуры заключались в осуществлении общего надзора за точным соответствием актов, издаваемых Управлением Белорусской железной дороги, и за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами в области работы железнодорожного транспорта. Транспортная прокуратура структурных частей не имела и находилась в ведении Прокуратуры СССР.