Соколов С.Н.
Какова зависимость ситуации в социально-экономическом развитии Сибирского региона от факторов природопользования? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Но без предсказания и планирования социально-эколого-экономической ситуации в регионе, без анализа современных тенденций, без строительства будущего не может быть продолжения истории развития любого региона, в том числе и Сибири.
С точки зрения природно-ресурсного потенциала (ПРП) Сибирь является одним из наиболее богатых регионов России. В ее недрах сосредоточены основные запасы многих полезных ископаемых, в том числе до 71% разведанных запасов нефти и 78% газа. Это дает региону до сих пор занимать важное место в экономике страны по добыче соответствующих полезных ископаемых. В то же время, выгодность добычи углеводородного сырья сочетается с невыгодностью его переработки на своей территории, так как расстояние до районов потребления очень велико и слишком большие сравнительные текущие затраты, особенно на заработную плату и эксплуатацию предприятий. Таким образом, здесь наблюдается неадекватность потенциальной сырьевой базы и способов использования сырья. В связи с этим происходит трансформация ПРП, выражающаяся в том, что по каждому ресурсу добывается только наиболее доступная и наиболее высококачественная его часть, требующая наименьших усилий по добыче и становящаяся товаром при его минимальной обработке. Такое некомплексное использование ресурсов происходило на протяжении всей истории освоения Сибири и происходит до сих пор.
Трансформация ПРП характеризуется следующими основными чертами:
1. На локальном уровне некомплексное использование и загрязнение окружающей среды вызывают преждевременное исчерпание технологически доступной части ресурса и выведение из хозяйственного оборота всего объекта. При этом на объекте часто остаются значительные объемы ресурса, недоступные лишь при применяющейся (обычно устаревшей) технологии, т.е. происходит технологическое исчерпание ресурса. В то же время, как правило, уже известны технологии, позволяющие взять и оставшийся ресурс. Впоследствии они обычно начинают применяться и происходят возвраты на "отработанные" объекты. Однако перерыв и каждый последующий возврат требуют значительных новых начальных капиталовложений. Безусловно, встречается и практически полное исчерпание ресурса на объектах, которое приводит к закрытию предприятий и поселков при месторождениях.
2. На региональном уровне полное исчерпание ресурсов отдельных объектов, а также их условное (технологическое) исчерпание приводит к общему изменению объема и пространственной структуры этого потенциала. Освоение минеральных ресурсов начинается с наиболее транспортно доступных и качественно лучших объектов. Поэтому каждое полное или условное выбытие объекта превращает общий ПРП в более труднодоступный и более дорогостоящий. Это касается всех ресурсных ситуаций, даже таких, когда выбывающие месторождения заменяются вновь открытыми, которые практически всегда находятся дальше, глубже и т.д.
Трансформация началась одновременно с началом освоения природных ресурсов Сибири. На первых этапах она шла медленно, затем стала ускоряться. Особенно отчетливо она стала проявляться с конца 1960-х годов, когда были разведаны крупнейшие месторождения углеводородов в Западной Сибири. Уже тогда возникла необходимость перестройки самого типа природопользования. В дальнейшем скорость трансформации ПРП увеличилась, и стали нарастать сопутствующие экологические проблемы. В значительной степени этому способствовала экспортная направленность сырьевого сектора региональной экономики. Симптомы возникновения экологического кризиса в связи с трансформацией ПРП появились еще в середине 1970-х годов. Централизованное управление не смогло оценить новую ситуацию и справиться с ней традиционными методами, и это привело к быстрому ухудшению положения с добычей углеводородного сырья в 1980-х годах. В это время проблема трансформации стала очень острой и начала приводить к затруднениям в снабжении сырьем перерабатывающих центров. Во времени это совпало с наступившим экономическим кризисом (перестройка и послеперестроечный период) и в дальнейшем усугубилось, приведя к большому падению объемов добычи углеводородов и их переработки. Все большую часть сырья стала отправляться на экспорт в обмен на "нефтедоллары", и все меньшая часть стала поступать на отечественные перерабатывающие центры. Все это способствовало тому, что возникло и широко распространилось представление об исчерпании сырьевых ресурсов всего Сибирского региона. На самом же деле природные ресурсы были и остаются одним из главных элементов развития региональной экономики, а в ряде территорий - главной базой местной экономики, особенно это касается Среднего и Нижнего Приобья.
Сегодня истощительным освоением охвачена значительная часть углеводородных ресурсов, и именно поэтому трансформация широко распространилась по территории региона. Трансформация ПРП привела к тому, что сейчас практически закончен первый этап их освоения - добыты первично доступные ресурсы практически всех видов, т.е. "сняты сливки". Эти ресурсы были доступны при минимальных затратах, относительно простых технологиях и экстенсивных методах освоения. Наступил второй этап освоения ресурсов, который характеризуется все еще достаточно большими объемами ресурсов, но требует интенсивных методов, применения более тонких и изощренных технологий, современной высоко автоматизированной и экологически безопасной техники и технологии добычи ископаемых.
Количественная трансформация (изменение структуры ресурса, объемы пригодных к использованию отходов и т.п.) фиксируется существующими методами, особенно по отдельным объектам. Иное положение с качественной трансформацией ресурсов, которая охватила достаточно большую территорию, но почти не улавливается существующей системой учета ПРП. Качественная трансформация выражается, например, в загрязнении большого объема пресной воды без уменьшения его количества, деградации ландшафтов вблизи месторождений сырья, исчезновением ряда ценных растений и животных, уменьшением чистоты атмосферного воздуха и т.д. Конечно, на такой огромной территории, трансформация ПРП пока еще не охватила полностью все районы, и выражается в каждом конкретном районе с разной степенью развития. Все еще сохранились районы, где трансформация тех или иных ресурсов не стала столь значимой. Но конфликтность методов природопользования и состояния природных ресурсов заключается именно в возникшем между ними разрыве, ибо во всех случаях сохраняются методы, нацеленные на первичное использование неизмененных ресурсов, хотя таких ресурсов становится все меньше и меньше.
В результате этого возникают две типичные ситуации. Во-первых, если ресурсы действительно еще не трансформированы, они быстро истощаются (полностью или технологически) и приходят к такому состоянию, которое в любом случае потребует смены методов природопользования. Во-вторых, если ресурсы уже достаточно трансформированы, необходимы большие капиталовложения для перехода к новым методам и технологиям. Обычно это не делается, а сохраняющиеся устаревшие методы и технологии, ориентированные на первичное освоение ПРП, становятся экономически неэффективными и экологически опасными. Между этими двумя типичными ситуациями есть несколько переходных, но суть происходящего одна и та же - конфликт устаревшей системы природопользования и изменившегося ПРП. Во всех вариантах трансформация ПРП, как правило, ведет к повышению затрат на его дальнейшую эксплуатацию.
Естественно, назрело преобразование всей системы природопользования в регионе. Оно опоздало во времени и сомкнулось с началом перестройки. Кроме того, старая система оказалась достаточно живучей и не может распасться сразу. Тем не менее, она должна быть заменена новой системой природопользования, и этот процесс не может быть безболезненным. К тому же идет борьба организаций и личностей, поддерживающих разные системы природопользования. Поэтому необходимо рассматривать проблему устойчивого развития региона.
Устойчивость - это одна из тех проблем, которая привлекает специалистов разных отраслей уже не одно десятилетие. Огромная теоретическая и практическая значимость привели к тому, что по проблеме устойчивости опубликовано большое число работ. В результате накоплен богатый качественный и количественный материал. В понятие устойчивости входит единство устойчивости структуры и подвижности функций. Однозначно решается вопрос о соотношении устойчивости и равновесия, но возможны случаи, когда равновесие, обусловленное подвижностью функций, может быть неустойчивым. Центр тяготения системы и ее устойчивое равновесие находятся в таком положении, где они максимально отвечают условиям окружающей среды (место экологического оптимума). Этот центр тяготения можно считать своеобразным нулем, точкой отсчета устойчивости системы. В силу определенных закономерностей и причин связи между отдельными объектами и территорией имеют избирательный характер, в их направленности наблюдается определенная предпочтительность. По нашему мнению, с проблемой устойчивого развития тесно связана проблема трансформации ПРП. В частности, в региональной эколого-экономической политике происходят разнообразные изменения, связанные с этой проблемой. Некоторые из них достаточно глубоки, а другие - поверхностны. Их можно условно разделить на 8 основных групп:
1. Изменения в экологической политике. Загрязненная природная среда отрицательно воздействует на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. Применяемые в практике экологических исследований показатели ПДК и ПДВ характеризуют в большей мере источники загрязнения природной среды, чем реальные социальные, экономические и экологические последствия для населения от неблагоприятных условий жизни. Более обоснованным представляется при разработке экологических программ региона использование категории качества жизни и выявление его экологической составляющей. Анализ состояния населения, оказавшегося под негативным воздействием факторов природной среды, и социально-экономических условий их проявления, позволяет оценить уровень качества жизни для населенных пунктов в целом и его внутригородскую дифференциацию. Создаются системы особо охраняемых природных территорий как основы для поддержания естественной динамики экосистем и их естественного эволюционного процесса. Такие системы должны рассматриваться в качестве основополагающей задачи в современных условиях для экологического мониторинга за состоянием природной среды.