По побережью нижнего течения Оби расселились ямальские селькупы. В их занятости есть своя специфика: почти четыре пятых трудоспособного населения занято в двух сферах — сельском хозяйстве, т. е. оленеводстве и звероводстве (34.8%), и непроизводственной сфере (43%). Более половины работников непроизводственной сферы — это врачи и учителя.
Анализ размещения и занятости населения свидетельствует о том, что техногенному прессингу подвержено как пришлое, в основном городское, так и коренное население, проживающее преимущественно в сельской местности. Развитие промышленного производства обеспечивает прогресс в обществе, но сильно ущемляет интересы коренного населения. В данном противоречии — главные причины, обусловливающие большие масштабы миграционных потоков и динамику занятости населения.
На основе представленного анализа можно сделать следующие основные выводы:
1. Малочисленные народы Севера представляют собой своеобразные этноценозы, вся деятельность которых проходит в тесном взаимодействии с природой. Каждый этнос имеет свой ареал расселения, специфические черты в ведении хозяйства и организации быта. В результате длительных взаимных общений у этих народов сложились свои нормы и правила поведения, свое отношение к труду, результатам труда и собственности на природные ресурсы.
2. В отличие от других этносов России у рассматриваемых народов переход к современным формам производства представляет собой особую линию исторического развития. Они не прошли стадию промышленного развития и не развили в себе многих навыков, присущих другим народам (например, регулярного труда — «от - до» — в течение года).
3. Осуществляемая на протяжении всех лет Советской власти политика патернализма не дала ожидаемых результатов. Эти этносы не смогли быстро воспринять привычные для других народов нормы поведения. Следствием насаждения нововведений явились нервно-психические расстройства, ущемленность и подавленность личности.
4. Численность большинства рассматриваемых народов Севера неуклонно снижается. Только в некоторых этнических группах произошло какое-то увеличение численности. Эти группы тяготеют к участию в нетрадиционных отраслях хозяйства, в меньшей мере испытывают на себе техногенный пресс. Другие этносы по-прежнему предпочитают работать в привычных для себя условиях, считают оленьи пастбища, водоемы и охотничьи угодья своей собственностью, выдвигают требования о компенсации за нанесенный ущерб, хотели бы участвовать в доле при распределении прибыли нефтегазодобывающих компаний.
5. Многие из принимаемых в пользу малочисленных народов Севера геополитических решений не доходят до адресатов. Как правило, представители малых народов растворены в общей массе населения, сгруппированы в юридические лица, что не позволяет эффективно использовать направляемые средства на поддержание этнических групп, сохранение традиций и охрану окружающей среды.
Следовательно, необходимы особые законодательные акты по осуществлению природопользования, затрагивающего интересы малочисленных народов Севера России.
Список литературы
1. Богоявленский Д. Д., Пика А. И. Насильственная смертность у народов Севера (на примере Камчатки и Чукотки) // География и хозяйство. Вып. 4. Районы проживания малочисленных народов Севера. Сб. научных трудов / Отв. ред. А. И. Чистобаев. Л., 1991. С. 162-182.
2. Демографический энциклопедический словарь /Редкол.: Валентей Д. И. (гл. ред.) и др. М., 1985. 608 с.
3. Чистобаев А. И. Концепция устойчивого развития этноценозов Севера // Национальные и демографические процессы в республиках и регионах Европейского Севера Российской Федерации. Тезисы докл. региональной научно-практической конференции. Сыктывкар, 1994. С. 49-50
4. Чистобаев А. И., Хрущев С. А., Громова Ю. В. Л. Н. Гумилев и этноценозы Российского Севера // Вестник С. -Петербургского ун-та. Сер. 7: Геология, география. 1994. Вып. 2 (№ 14). С. 40-46