Недопустимым, по нашему мнению, является отнесение к какой-либо форме реализации конституционных норм фактов нарушения требований Конституции. В целях обеспечения механизма реализации конституционных прав и свобод человека предусмотрены специальные нормы Конституции РФ. В части 2 ст.55 Конституции закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статья 57 Конституции РФ определила, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В случаях принятия актов либо совершения действий, противоречащих изложенным требованиям, данные конституционные деликты в большей мере могут быть отнесены к правонарушениям. А вот активное выполнение предписаний этих норм является их реализацией.
Следует подчеркнуть, что "стадия реализации прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений - завершающая в механизме конституционного регулирования и в известной мере решающая, поскольку позволяет установить, достигнуты ли цели, поставленные законодателем в процессе принятия конституционного законодательства, насколько эффективно его политико-правовое воздействие на развитие общественных отношений"*(11).
Конституционные нормы претворяются в реальную жизнь, воплощаются в реальных конкретных деяниях (действиях и бездействии) государственных органов, а также граждан и их объединений. Изложенный анализ специфики и особенностей реализации конституционных норм позволяет сделать вывод о наличии специфических форм их реализации. Совершенно верна позиция Л. А. Морозовой, что ":реализация конституционных норм имеет много общего с аналогичным процессом отраслевых норм, но ей присущи и свои специфические черты, определенная сложность, что обусловлено особым положением конституционного законодательства в: правовой системе, своеобразием содержания и формы его предписаний, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения"*(12).
Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что специальными формами реализации конституционных норм (ввиду их особенностей) могут являться соблюдение и применение Конституции Российской Федерации.
"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999. С.431.
*(2) См.: Маликов М. К. Гносеологические основы реализации права: Учебное пособие. Уфа: Башкирский университет, 1998. С.117-121; Степанов И. М. Конституция и политика. М., 1984. С.65-124; Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С.98-120.
*(3) См.: Маликов М. К. Указ. соч.С.119.
*(4)См.: Енгибарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. С.222.
*(5) См.: Морозова Л. А. Указ. соч.С.100.
*(6) Пряхина Т. М. Понятие конституционности и реализация Основного закона // Реализация Конституции России. 1994. С.65.
*(7) См.: Маликов М. К. Указ. соч.С.128.
*(8) Явич Л. С.Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С.140.
*(9) Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 73.
*(10) Тихомиров Ю. А. Конституционные нормы // Теоретические основы советской конституции. М.: Наука, 1981. С.129.
*(11) Морозова Л. А. Указ. соч.С.99.
*(12) Там же. С.100.