Смекни!
smekni.com

Единство человека с природой (стр. 5 из 5)

К: Почему же проклята природа, а не виновник-человек? Я не могу это принять, я проклял бы виноватого. В принципе мы не против того, чтобы заменить человека на другое разумное существо, живущее в земном теле, но в гармонии с Космосом.

П: Я слышал, что некоторые из Ваших кивают на дельфинов, которым дано будет стать на Земле разумными существами после устранения человека. Нет у Вас любви к человеку, хотя и много призывов любить природу. А как можно любить природу и не любить человека, ведь, по-вашему, это тоже часть Космоса? Или это часть нецелесообразная, необязательная? Тогда зачем трудились Великие Учителя? Бог - не инициатор дуализма, но идет на риск и долготерпелив. А Вам не кажется, что уничтожить человека за грех хуже, чем поставить его в такую ситуацию, когда он, пусть в конфликте с природой, но пойдет по трудному историческому пути, на котором немалая часть человеческого рода сделает выбор в пользу Духа и добра? Вы же сами говорили рационалисту, что космические силы мудры и справедливы. Похоже, что они добрее Вас, если до сих пор не устранили человека с мировой сцены.

К: Послушать Вас, так я сам несу в себе этот дуализм и зол на весь человеческий род. Тогда теряет смысл вся наша работа. Нет, мы всегда сознавали себя носителями гармонизирующего начала в жизни. Его источник - в Космосе. Вы говорите, что для нас Космос первее Творца, что мы игнорируем главное у Моисея. Но Творец явно не спешит гармонизировать мир. Говорите, гармония была в Эдеме до грехопадения. Но почему в виде небольшого очага, а не сразу во всем мире? Мы считаем, что она была и осталась во всем мире и в нее просто нужно уметь входить.

П: Эдем - только прообраз Космоса в собственном смысле слова. Часть невидимых иерархических сил Космоса еще до падения человека пошла по пути противления Богу и доверия не заслуживает. Вы слишком легко доверяете всем космическим силам без разбора. Космос как он есть - реальность потемненная. Вы говорите - Космос гармоничен. Гармония - не в самом Космосе, а в высшем замысле о нем. Она еще не осуществлена по-настоящему. Эдем был создан как очаг света среди дикой природы, и человеку было вверено распространить эту гармонию на все мироздание, оттесняя силы хаоса, зла и смерти. В этом его космическая миссия, которая не была исполнена. Грехопадение - трагедия космическая, но и антропологическая; невозможно быть носителем гармонизирующего начала в мире, если дуализм в душе не изжит. Если Вы думаете, что всемогущество Божие в том, что он в два счета железной рукой наведет во всем порядок, то это не в Его стиле. Всемогущество Его в том, что он способен освободить человека от зла, восстановить изначальную гармонию его души, чтобы дальше человек мог исполнить то, что от него ожидается. Бог предоставляет нам больше, чем вы думаете, долю трудов в осуществлении грядущего Космоса, который станет намного прекраснее нынешнего. В этом наша надежда, а Вы не ждете обновления Космоса. Человек Вам кажется опасным как дестабилизирующий фактор в мире, но Космосу человек нужен, потому что именно с человеком - исход в будущую жизнь.

К: Так значит, Космос еще просто и не состоялся? Он еще где-то впереди? Быть такого не может. А что же мы имеем сейчас - строительный материал для будущего Космоса? По-вашему, мы пребываем в иллюзиях, да еще и лишены надежды. Но мы многое можем уже

сейчас, и это не иллюзии - на это мы делаем основную ставку. Ваши рассуждения примем к сведению, но не будем спешить соглашаться - еще не все испытано из того, что нам доступно.

П: Не все у Вас до конца продумано, но согласен с тем, что человеку многое дано уже сейчас, и в этом залог того, что дано будет еще больше. Есть высший замысел преображения мира. И с его осуществлением связана космическая миссия человека - своим трудом, творчеством и духовным усилием содействовать преображению мира. Мы настаиваем: человек должен быть личностно зрелым, чтобы исполнять свою миссию. Мы солидарны с Новалисом, Шеллингом и С. Булгаковым, которые говорили: "Человек - Мессия природы".

К: Ну а как тогда с "проклятием земли"?

П: Е. Трубецкой писал, что христианство сняло проклятие с земли. Нынешнее состояние мира - переходное: жизнь мира - это "стенание и мучение" твари (Рим. 8:22), ее "родовые муки", но в мире созревает все, что войдет в метаисторию, где раскроется, если говорить по-библейски, "слава" всего существующего, высшая красота и величие Космоса, предзнаменуемые в нынешней красоте мира. В старом рождается новое. От человека многое зависит, от личностно зрелого человека. Мы глубоко убеждены, что именно личность способна войти в глубокие внутренние отношения с Космосом. Я убежден, что Космос невозможно понять без Иисуса Христа. Иисус - космичен в высшем смысле этого слова. И поэтому Франциск полюбил природу, как никто другой. Присутствием Христа пронизан весь мир, Его царственная роль в Космосе после Воскресения несомненна, и всякий, кто от всего сердца полюбит Иисуса, примет с любовью весь мир. Благодаря Иисусу Космос обретает личностное измерение. Тейяр де Шарден это понимал.

К: Космос - это для нас иерархия. Присутствие Иисуса в Космосе для нас проблематично - мы его не чувствуем и нас к нему не зовут голоса иерархий. Но Первоисток всего сущего сверхличен. Вы абсолютизируете личность, космизируете ее, сами преклоняетесь перед ней, упрекая, что мы преклоняемся перед Космосом. Личность - но в меру.

П: Но мера - безмерна, мера - не от Космоса: личность это "образ и подобие Божие". Здесь уместно благоговение, как уместно оно, когда видишь в красоте Космоса явление мудрости Создателя. Когда сам - личность, понимаешь, что и Высшее бытие - тоже Личность. М. Бубер увидел, что в глубинах бытия лежат "Я-Ты" отношения. В них - подлинная свобода и любовь - утверждение бытия Другого. Ваша отчужденность от Иисуса многое закрывает для Вас в Космосе. Можете считать себя безупречными космистами, но Вы делаете себя внутренне чуждыми Космосу, если угашаете в себе духовно-личностное начало. Вы говорите: нужно внутренне измениться, чтобы войти в настоящие отношения с Космосом. Но Вы боитесь глубоких изменений, особенно тех, к которым призвал Иисус. Вы не хотите, чтобы человек внутренне настолько преобразился, чтобы стал личностью. Ваше "Я", пусть оно и более глубокое, чем обычное эго, все еще остается у Вас одиноким "Я", которое, может быть, и расширяет сферу своего сознания до космических масштабов, но не настолько, чтобы вместить в сердце весь Космос. Поэтому Вы и не находите другого пути, кроме как признать один лишь внешний авторитет Космоса над собой. Вы хотите откупиться от Космоса чисто внешним послушанием, без глубинного преображения сердца, Ваш космизм не очень радикален.

К: С Вашей радикальностью Вы останетесь на периферии, а мы будем действовать и влиять на жизнь, оздоровлять все области деятельности человека. Цивилизация никуда не годится, а мы знаем, в каком направлении ее менять и на что опираться. Нас поймут, а Вас - едва ли. Ставите планку слишком высоко. Но вы имеете право на свой выбор.

П: Каждый сам делает выбор - кто по велению сердца, а кто и из других соображений. Но не говорите, что Судьба заставляет, - Вы сами выбираете свою Судьбу.

К: Выбираем, потому что в игру вступают новые силы.

П: Не так уж они и новы. Персонажи в мировом сценарии - одни и те же. С кем-то Вы поладите, но какой ценой?

К: Платить по счетам согласны. Ваш Бердяев обещал нам успех, говорил, что настанет эпоха "Нового Средневековья", когда возродится вкус к гнозису, мистике и магии, когда снова начнут понимать Космос по-настоящему. Будет другая социальность, наука, цивилизация. История дает нам шанс.

П: Не навсегда, а только на время. Бердяев не был рад своему прогнозу и немало сказал об опасностях космического прельщения. Вы игнорируете, но со временем это выявится для многих. Наша задача - хранить и развивать вверенное нам наследие и готовиться к тому, что придет после Вашего времени. Последнее слово мы здесь предоставим Иисусу.

Список литературы

1. Сид Дж., Мэйси Дж., Флеминг П., Нахс А. Думая как гора. М., 1992.

2. Там же, с. 9.

3. Там же, с. 113.