В 1998 г. в России зафиксировано более 40 аварий на магистральных трубопроводах, в результате которых произошло загрязнение почв, водных объектов и атмосферного воздуха, в том числе и в Тюменской области. Крупномасштабное индустриальное освоение Западной Сибири привело к серьезным экологическим сдвигам. Из недр Тюменской области за короткое время было извлечено 6 млрд. тонн нефти и более 5 трлн. куб. метров природного газа. При этом в факелах сожжено более 200 млрд. куб. метров попутного нефтяного газа, по некоторым расчетам, из-за аварий разлито порядка 50 млн. тонн нефти. За десять последних лет загрязненность устья Оби нефтепродуктами увеличилась в четыре раза. Все это привело к серьезному ухудшению качества воздушного и водного бассейнов региона, вывело из хозяйственного оборота миллионы гектаров земли. Только по статистическим данным, в 1998году в России выбросы составили 18,5 млн. тонн, хотя в настоящее время промышленность работает далеко не на полные мощности. В 1998 году службами Росгидромета РФ зарегистрировано около 130 случаев высокого (10 ПДК и более) загрязнения атмосферного воздуха в 25 городах и даже на территории музея-усадьбы "Ясная Поляна".
В природные водоемы во многих случаях сливаются практически не очищенные промышленные и бытовые стоки. Только нефтяники забирают ежегодно на свои нужды 500 млн. куб. метров воды. Из общего сброса сточных вод в регионе 40 процентов приходится на стоки с химическим и бактериологическим заражением. При прокладке трубопроводов полностью уничтожается растительный покров, вырубается лес, гибнет поверхностный, самый плодородный слой почвы. Есть такие расчеты: на территории Тюменской области общий ущерб окружающей среде только за один год оценивается в 3,2 млрд. долларов.
Специфика Сибири заключается в том, что у нас из-за холодного климата природные фильтры срабатывают медленно и порой просто не могут быстро ликвидировать результаты антропогенного воздействия. К примеру, транспорт в тундре наносит такой ущерб, что для восстановления ее растительного покрова требуется не один десяток лет. Если в тропиках вырубленные джунгли зарастают через 3-5 лет, то у нас лес, тундра восстанавливаются за 50-100 лет. И чем севернее, тем больший ущерб из-за своей хрупкости, замедленности протекания всех восстановительных процессов несет природа. В районе Нового Уренгоя уже появились песчаные пустыни. В свою очередь ухудшение природной среды практически всегда ведет к росту заболеваемости, сокращению продолжительности жизни, к обеднению, а то и полной деградации среды обитания настоящего и будущих поколений.
Есть свои специфические экологические проблемы и в южных регионах области. Здесь они связаны в основном с непродуманной распашкой водоохранных зон, лесных массивов, что приводит к резкой активизации ветровой и водной эрозии земель. Орошаемое земледелие нередко способствует подъему грунтовых вод и интенсивному вторичному засолению почвы.
При высоком уровне грунтовых вод на Западно-Сибирской низменности большого умения требует прокладка автомагистралей и железных дорог. Здесь во многих местах можно видеть сотни гектаров гниющего подтопленного леса. Да и некоторые микрорайоны городов начинают буквально тонуть и проваливаться из-за резкого подъема грунтовых вод. Как шагреневая кожа, сжимается зеленый пояс прекрасных сосновых боров вокруг Тюмени, Заводоуковска и других городов. Из-за низкой культуры населения, беспечности природоохранных структур, многочисленных лесных пожаров они гибнут, буквально заваливаются бытовым и строительным мусором, уничтожаются под колесами автомобилей По данным Госэкологии области, из 1270 свалок на долю обустроенных и выполненных по проекту приходится менее одного процента, а на долю несанкционированных - почти одна треть. Мы долгое время, в отличие от других стран, жили слишком просторно, и возникающие экологические проблемы были не очень заметны.
Сообщения о мерах по охране окружающей среды встречаются в Великобритании, например, в XIII-XIV вв. Так, король Эдуард I издал указ о запрещении использования угля в качестве топлива в домах под страхом смертной казни. В Лондоне зимой просто нечем было дышать при отоплении домов углем. В России в начале XVIII вв. Петр Великий принял закон об охране одного вида животного - лося, над которым нависла угроза исчезновения в результате интенсивной охоты.
Экологический кризис является сегодня, вне всякого сомнения, глобальной проблемой. Он имеет определенные формы своего проявления. Наиболее часто для его обозначения употребляются три формы: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Что такое загрязнение, мы уже достаточно показали, в том числе и на примере Западной Сибири. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистемы для саморегуляции. Деструкция - это такая стадия разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требуются значительные усилия человека на протяжении длительного времени.
Можно с уверенностью сказать, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для сохранения жизни живых существ и самого человека, и промышленными, технологическими и демографическими потребностями человечества. В качестве кризисных предзнаменований можно назвать радиактивное заражение, производство необходимого количества продуктов питания, истощение многих сырьевых ресурсов, неконтролируемый рост населения планеты.
Взаимоотношения между человеком и природой представляют собой глобальную проблему, следовательно, и экологический кризис приобретает глобальный характер.
У нас нет возможности достаточно подробно рассмотреть содержание всех крупных глобальных проблем, поэтому остановимся на такой важнейшей, как последствия использования ядерной энергии в мирных и военных целях.
Глобальной проблемой для человечества остается ядерная опасность. В последние годы, особенно после того, как была выработана концепция "ядерной ночи" и "ядерной зимы", возникла острая необходимость тщательного анализа различных, в том числе и медико-биологических, последствий применения ядерного оружия и ядерных испытаний, а также мирного использования атомной энергии непосредственно для жизни и здоровья людей и среды их обитания.
Специалисты пришли к заключению, что уже одно наличие огромных ядерных арсеналов постоянно травмирует психику большого количества людей. Как отмечают психиатры, психологи, число заболеваний неврозами с каждым годом возрастает. При этом массовым фактором развития неврозов выступает именно накопление ядерных вооружений, страх перед ядерной войной.
Одно из проявлений неврозов - движение "сурвайвелистов". Его участники стремятся к индивидуальному выживанию при ядерном конфликте. Для этого создаются, обычно в малонаселенных районах, специально подготовленные и оборудованные убежища индивидуального и группового пользования с запасами продовольствия, других средств выживания, которые предполагается использовать в критический период.
Использование ядерного оружия в военном конфликте повлечет за собой не только массовое разрушение производительных сил, гибель людей, но и глубокое необратимое изменение всей системы ценностей. Человек уже не будет способен воспринимать свое поведение через призму современных отношений, традиционных нравственных норм. Неизбежен рост в поведении людей индивидуализма, пренебрежения к интересам общества. Другими словами, многое говорит за то, что представители человечества, которые смогли бы пройти через все ужасы тотальной ядерной катастрофы, скорее всего будут готовы довершить разрушение цивилизации в гораздо большей степени, чем способствовать ее воссозданию.
Что касается предполагаемых последствий глобального ядерного столкновения, то эксперты высказывают мысль о возможной в связи с этим деградации человеческого рода, т. к. будут наблюдаться распад личности, определенная "биологизация" людей при росте агрессивности, стремление к самоуничтожению, абсолютная непредсказуемость их поведения. Это приведет, в конечном счете, к полной деморализации и дегуманизации общества, нарушению всех социальных структур, всеобщему хаосу.
При оценке отдаленных последствий ядерного конфликта необходимо учитывать одно чрезвычайно важное обстоятельство - синергизм, в результате которого неизбежно произойдет тотальное поражение последующих поколений опухолевыми заболеваниями, что, по существу, аналогично эпидемии рака.
Не вызывает сомнений абсурдность гипотезы о возможности достижения победы в ракетно-ядерной войне. Признано, что наука не может предложить миру реальной защиты от последствий ядерной войны. Медицина не даст не только эффективной, но даже самой скромной реальной помощи населению. В связи с этим были пересмотрены и сами возможности медицины по оказанию помощи населению. "Главный вывод врачей состоит в том, что в условиях, когда разрушены больницы, нарушены электрификация, водоснабжение, канализация, когда пищевые продукты и медикаменты заражены радиацией, а врачи гибнут так же, как и другие люди, - подчеркивает, Н. Н. Блохин - невозможно представить себе, что удастся оказать помощь огромному количеству пострадавших". Следует заметить, что к мысли об ограниченных возможностях медицины в случае возникновения ядерной войны сами врачи пришли сравнительно недавно.
Пока известны далеко не все опасные варианты мирного использования атомной энергии для биосферы, жизни и здоровья человечества.
В годы проведения испытаний поверхность Земли буквально светилась от радиоактивных излучений: на каждом квадратном метре взрывались ежесекундно десятки тысяч радиоактивных атомов. Пожалуй, трудно указать другой пример такого глобального вторжения человека в жизнь биосферы. Испытания явились первым в истории цивилизации глобально опасным экспериментом, в результате которого смертоносные радиоактивные частицы были рассеяны по всей планете. Огромное количество радиоактивных веществ вовлекается в процессы, протекающие в биосфере, накапливается в почвах, водах и, главное, в живых организмах, беспрепятственно бомбардируя их своими излучениями. Глобальное радиоактивное загрязнение биосферы привело к постоянному облучению населения всего земного шара. Что касается отдаленных последствий ядерных взрывов, то фактически с тех пор, как было изобретено ядерное оружие и начались его испытания, степень опасности радиоактивного заражения и его последствий либо недооценивалась, либо сознательно по самым различным причинам занижалась.