В русской культуре утилитарное назначение садов господствует вплоть до нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.
Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.
Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей культуры трудящихся, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.
Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садовопаркового искусства становятся самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.
Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания, организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.
Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности поисков самых разнообразных вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности общества в целом.
Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с природой.
Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно свя-занньи компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия – природы; творческой деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природ-ньи и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.
Оптимизация связей с природой становится важным принципом в природопреобразующей деятельности социалистического общества. Здесь формируются методы функционирования системы "общество – природа", которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.
Деятельность человека в природе даже в форме оптимальной стратегии может наталкиваться на сопротивление среды. Вся геобиосфера в целом и каждый из ее элементов развиваются по собственным закономерностям и могут быть модифицированы в крайне узких пределах. Однако человек в своей хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор, поэтому особое значение приобретает принцип организации. Три основных положения в реализации принципа организации играют существенную роль: цель и научная концепция, логическая схема, единый характер управления. Их решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в природе. При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое условие оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к эстетическим подходам. Их реализация в практике природопреобразования обеспечивает высокую эффективность производства, улучшает вместе с тем условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований. Архитектурная организация промышленного ландшафта, опирающаяся на эстетические принципы, благоприятствует осуществлению управления и препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем организации являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее место в жизни людей.
Идеи об эстетической организации природного мира всей планеты последовательно разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг'. Однако их взгляды и позиции нуждаются в критическом осмыслении, так как некоторые утверждения выглядят максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не выделить в качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие девственной природы не может быть приравнено к эффекту культивированной среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что все большие мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру преимущественно в природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период интенсивного развития "второй природы", расширения сферы природотворчества как искусства по-прежнему остро стоит проблема сохранения первоприроды.
Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты увеличивается настолько, что культурная деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется со своими задачами.
В этих условиях особое значение имеет определение оптимального соотношения первоприроды с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и планомерная организация во взаимодействиях общества с природной средой – новый этап природопользования. В условиях развитого социализма получают особое значение все формы деятельности по эстетической реконструкции естественной среды. Это прежде всего культура оформления находящихся в производстве и реставрируемых площадей, архитектура рекреационных ландшафтов, увеличение территорий под национальные парки, заповедники, развитие искусства создания садов и парков, малых дендродекорационных форм. Особое значение приобретает совершенствование туризма как формы отдыха широких масс трудящихся.
Вместе с тем существует и разрыв между повышением общего культурного уровня населения и культурой отношений к природе. Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.