Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск).
Название негаторного иска происходит от латинских слов “actionegatoria” (отрицающий иск). Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении прав собственности, не связанных с нарушением правомочия владения, т.е. иск о прекращении таких нарушений, которые хотя и не соединены с лишением собственника владения имуществом, однако мешают ему с реализации других правомочий собственника (ст. 304 ГК). Препятствием в осуществлении правомочий собственника являются неправомерные действия нарушителя этих прав, которые могут выражаться, например, в присвоении права сервитутного или сходного пользования (прохода или проезда через его участок, пристройки к его стене своих сооружений).
Истец — владеющий собственник или обладатель иных вещных прав предъявляет доказательства своего права собственности либо иных вещных прав и нарушения его ответчиком в результате совершения им незаконных действий, следствием которых явилось ограничение его правомочий собственника — пользования и (или) распоряжения. В свою очередь за ответчиком остается право доказывать правомерность своих действий и законность ограничения прав истца. Например, если препятствием к осуществлению правомочий собственника земельного участка явилась прокладка трубопровода, собственник может оспаривать законность действий трубопрокладчика. В свою очередь ответчик может представлять доказательства того, что его действия не ограничивают право собственника использовать участок в соответствии с назначением, и выдвигать встречные требования об установлении сервитута, реализуя при этом право на владельческую защиту.
Как было указано выше, наряду с собственниками, правом требовать устранения нарушений, не связанных с лишением владения, пользуются все иные титульные владельцы. По поводу права последних на устранение нарушений, не соединенных с лишением владения, должно быть сделано три основных замечания. Во-первых, подобно тому как иски титульных владельцев-несобственников об истребовании имущества из чужого незаконного владения мы не считаем возможным именовать виндикационными, так иски этих лиц об устранении нарушений, не соединенных с лишением, владения, нельзя назвать негаторными. Иски собственников и лиц, владеющих имуществом в силу закона или договора, об устранении нарушений, не связанных с лишением владения, наряду с виндикационными и владельческими исками, представляют собой еще два вида исков, объединенных родовым понятием вещного иска.
Во-вторых, содержание негаторного иска собственника шире
содержания иска титульного владельца-несобственника об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения. Собственнику
могут чиниться препятствия в распоряжении имуществом, тогда как
в отношении титульного владельца-несобственника подобные нарушения, как правило, исключены, поскольку последнему в большинстве
случаев не предоставляется правомочие распоряжения переданным
ему собственником имуществом. В-третьих, не все титульные вла-
дельцы-несобственники управомочены на предъявление требований об устранения нарушений в осуществления пользования имуществом, так как некоторые из них не обладают названным правомочием.
Высказывались предложения о предоставлении защиты пользования только тем титульным владельцем, которые управомочены пользоваться переданным им имуществом. Законодатель, установив общее правило в ГК, не делает, однако, в этом отношения никаких исключений.
Толкование норм, закрепленных в ГК, приводит к выводу, что субъектами активной легитимации по искумогут быть собственники и титульные владельцы-несобственники, управомоченяые пользоваться или распоряжаться имуществом. Названные субъекты не состоят в договорных отношениях с нарушителем их права, если же такие отношения между ними существуют, иск об устранении препятствий в осуществлении правомочий, не связанных с лишением владения, должен рассматриваться как обязательственно-правовой.
Предмет иска по ст.156 ГК составляют требования об устранении нарушений права собственника (титульного владельца-несобственника), не соединенных с лишением владения, например, о сломе возведенной соседом постройки, затемняющей окна жилого дома собственника, об освобождении имущества от ареста. Эти нарушения могут вызвать определенные убытки в имуществе собственника, поэтому, наряду с предъявлением иска об устранении препятствии в пользовании и распоряжении имуществом, собственник может потребовать возмещения понесенных в результате правонарушения убытков. Это требование связано с негаторным иском собственника, однако не входит в предмет последнего, и образует предмет иска о возмещении вреда. Вред может выразиться в уменьшении имущества собственника, например, в результате стока воды с постройки соседа погибло фруктовое дерево, и в неполучении тех доходов, которые могли быть извлечены собственником, если он не было совершено правонарушение, например, в результате препятствий, чинимых нанимателем жилого помещения, был расторгнут договор с лицом, снимавшим соседнюю комнату на летний период. Д.Ф.Еремеев предлагает "изменить содержание негаторного иска, ограничив его лишь требованием об устранении последствий правонарушения, если они наступили". В противоположность ему В.С.Юрченко полагает, что "в целях более эффективной охраны личной собственности граждан содержание негаторного иска не только не следует сужать, а наоборот, его нужно расширять" путем предоставления собственнику права обращаться в суд не только тогда, когда его право нарушено, но "и тогда, когда возникла опасность нарушения" .
Ни с одним из высказанных предложений нельзя согласиться. Первое по существу означает ликвидацию негаторного иска, замену его иском о возмещении вреда и тем самым лишает право собственности (и право титульного владельца-несобственника) одного из средств вещно-правовой защиты. Второе предложение основано на распространительном толковании нормы о негаторной защите права собственности. Действительный смысл ее состоит в том, что предусмотренные законом последствия наступают только в случае совершения правонарушения, а не тогда, когда имеет место покушение на правонарушение. Последний институт не известен советскому гражданскому праву. Ошибка обоих авторов происходит от того, что они считают неопределенным предмет негаторного требования. Но в ст.156 ГК прямо указывается, что собственник вправе требовать устранения нарушений его права, не соединенных с лишением владения, т.е. предмет негаторного иска составляет требование об устранении этих нарушений.
Объектом требования по негаторному иску является длящееся правонарушение, поэтому сроки исковой давности (в отличие от требований, вытекающих из виндикационных исков) на данные требования не
распространяются.
Общепризнанное мнение, что право на предъявление негаторного иска не погашается давностным сроком, было поставлено под сомнение В.А. Тарховым Относя к негаторным искам “все требования в защиту права собственности, кроме истребования имущества из чужого незаконного владения", В.А Тархов необоснованно отрицает длящийся характер правонарушения, устраняемого негаторным иском, и считает, что "если имеет место нарушение какого-либо правомочия собственника, выражающееся в совершении определенных действий ответчиком или в его интересах (наложение ареста на имущество собственника, возведение постройки, мешающей собственнику пользоваться его имуществом, и т.п.),то исковая давность течет со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако и в приведенных автором примерах действия, нарушавшее право собственности, продолжаются во времени. Поскольку эти правонарушения совершаются непрерывно, право на предъявление негаторного иска также возникает ежедневно и, стало быть, ежедневно возобновлялось бы течение давностного срока. Это значит, что практически право на предъявление негаторного иска никогда не может быть погашено, что делает вообще невозможным применение правил об исковой давности к негаторным искам.
Иск о признании права собственности.
Понятие иска о признании права собственности. Помимо виндикационного и негаторного иска право собственности может защищаться с помощью еще одного вещно-правового средства – иска о признании права собственности. Следует отметить, что иски под таким названием весьма часты в судебно-арбитражной практике, но большинство из них носит обязательственно-правовой характер, ибо вытекает из относительных правоотношений сторон. Подобные споры разрешаются на основе соответствующих норм договорного права, норм о наследовании, общем имуществе супругов и т.п. Встречаются, однако, и такие требования о признании права собственности, которые обращены к третьим лицам, никак не связанным с истцом какими-либо относительными правовыми узами. В качестве примера можно сослаться на требование владельца строения о признании за ним права собственности, обращенное к органу местной администрации, который отказывается выдать правоустанавливающие документы ввиду того, что они не сохранились или не были своевременно оформлены.
Юридическая природа этого и подобных ему исков оценивается в литературе по-разному. Большинство авторов считает, что российское гражданское право никакого самостоятельного иска о признании права собственности не знает; требование же о признании права собственности, по их мнению, входит в качестве одного из притязаний в состав виндикационяого или негаторного исков. Другие авторы вполне обоснованно рассматривают иск о признании права собственности в качестве самостоятельного вещно-правового требования1.