Правозащитная проблема превратилась в основное направление развития юридической науки. Анализ научной литературы показывает, что в Российской юридической науке сложилось несколько направлений в исследовании защиты прав человека.
Первое направление - философско-правовое. Важнейшее свойство этого направления: сущность прав человека, их абсолютность и неотчуждаемость в их соотношении с объективным и субъективным правом. Философско-правовой подход предлагает научной общественности, законодательным, правоохранительным органам воспринимать права человека и развивать идеи прав человека.
Второе направление - регулятивнее. Права человека, признанные международным сообществом и государством, привносят в международно - правовую, в национально - правовую системы соответствующие режимы, алгоритмы их правового осуществления. Регулятивные свойства прав человека унифицируют практику правового общения человека государства, человека с иными субъектами правовой системы.
Третье направление - правозащитное. Права человека только тогда превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Защита прав человека имеет целью устранять помехи на пути осуществления прав, восстанавливать уже нарушенные права под угрозой применения мер принуждения, делать невыгодным нарушение прав. Ценность такого подхода в понимании «прав человека» заключается в том, что он ориентирует государство на поиск все более действенных средств и механизмов воплощения, прав человека в жизнь.
Правозащитная система - это единый взаимосвязанный комплекс деятельности государственных, негосударственных организаций, отдельных лиц, таких юридических явлений, как право, правосознание, правовая культура, юридическая практика. С помощью правозащитной системы государство должно эффективно и качественно осуществлять защиту прав и законных интересов людей, объединений, организаций, государства. В юридической науке существует проблема правозащитного регулирования . Каждый из видов прав человека нуждается в детальном исследовании с точки зрения его ценностно - регулятивных характеристик, с учетом которого право должно быть закреплено в действующем законодательстве и реализовано в правоприменительной практике. Закон на правовую защиту прав человека должен выражать юридическую природу и действовать на всю систему прав человека. Правовая защита прав человека основана на правовой необходимости защиты прав человека и возможности её правового способа осуществления защиты. Обладатель субъективного права на защиту права и законных интересов имеет правомочия на [5]:
1. возможности определенного поведения самого обладателя субъективного права;
2. возможность требовать от обязанной стороны поведения в соответствии с интересами управомоченного субъекта;
3. возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите со стороны правоохранительных органов государства.
Субъективное право, не подкрепленное соответствующей ему юридической обязанностью влечет нарушение права. В свою очередь юридическая обязанность не связанная с субъективными правами влечет посягательство на естественные права и свободы человека. Без глубокого научного осмысления таких понятий как право на правовую защиту, правозащитная деятельность, правозащитное регулирование, метод, механизмы правозащитного регулирования, правозащитная система, невозможно успешно изучить проблему права на правовую защиту. Ценность права на правовую защиту основана на правовой необходимости защиты и возможности её правового способа осуществлена. Уяснение этих теоретических положений - обязательное условие решения прикладных задач в области законотворчества и правореализации.
Законодательные органы должны в нормативной деятельности соблюдать баланс субъективных прав и юридических обязанностей в правозащитном регулировании, в создании правозащитной системы, конечной целью которой является - состояние защищенности прав и законных интересов личности, общества, государства.
1.3 Уважение прав человека как проявление гуманизма и справедливости юридической защиты
В юридической науке существуют проблемы формирования, и развития правозащитного направления в исследовании прав и свобод человека. Проблема продиктована потребностью каждого человека, общества, государства, всего международного сообщества в защите. Ценность защиты и системы вытекает из собственной полезности прав человека на правовую защиту и система правового регулирования общественных отношений в связи с реализацией этого права. Баланс, пропорциональная зависимость субъективного права и обязанности является гарантией эффективности действующего законодательства
Проблематика принципов юридической ответственности в системе принципов права в настоящее время представляет значительный интерес как в теоретическом, так и в практическом отношении[6].
Переходный период, в котором до настоящего времени находится российское общество, отличается не только утверждением общечеловеческих ценностей, но и разгулом правонарушаемости. Не последняя роль в борьбе с правонарушаемостью отводится юридической ответственности. Принципы юридической ответственности отражают ее глубинное содержание, сущность, функции, формы реализации, они предопределяют поведение граждан, деятельность законодателя и правоприменителя. Это своеобразный фундамент, на котором базируется юридическая ответственность защиты.
2.1 Эффективность юридической защиты: отправные
моменты
30 марта 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее – Конвенция) и шесть Протоколов к ней.
Конвенция – это региональное соглашение о правах человека, которое принято и действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. В нем перечислены права и свободы, которые государства – участники Конвенции и соответствующих Протоколов к ней обязаны признавать, соблюдать, обеспечивать и защищать: право на справедливое судебное разбирательство, право на тайну корреспонденции, право на свободу выражения своего мнения, право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, право на эффективные средства правовой защиты, право на уважение собственности и многие другие. Для обеспечения по-настоящему реальной и эффективной защиты соответствующих прав и свобод на основании Конвенции был учрежден Европейский Суд по правам человека – наднациональный судебный орган. В него может обратиться любое физическое лицо или негосударственная организация любой формы собственности, считающая, что государство в лице какого-либо органа, учреждения или должностного лица нарушило одно или несколько прав, гарантированных ему Конвенцией или Протоколами к ней.[7] Поскольку Российская Федерация – участник Конвенции, а часть 3 ст. 46 Конституции РФ прямо предоставляет право каждому «в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты», любое лицо, как физическое, так и юридическое, вправе обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобой на Российскую Федерацию как на нарушителя прав и свобод, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.
Применительно к Российской Федерации значимость и эффективность Конвенции подчеркивается не только динамикой обращения в Европейский Суд российских организаций различных форм собственности. Высшие судебные инстанции РФ рассматривают Конвенцию и прецедентное право Европейского Суда как источник права, которым, наравне с российским законодательством, следует руководствоваться российским судам. Следовательно, этот источник должен использоваться отечественными компаниями для защиты своих прав.
Например, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении №5 «О применении судами общей юрисдикции общих принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10 декабря 2003 г. подчеркнул: «Применение российскими судами положений Европейской Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме от 20 декабря 1999 г. «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» указал: «Компетенция арбитражных судов по рассмотрению имущественных споров и компетенция Европейского Суда по правам человека по рассмотрению жалоб на нарушение имущественных прав взаимосвязаны»[8].
Однако наиболее активно ссылается на Конвенцию и прецедентное право Европейского Суда Конституционный Суд РФ. В 2003 г. вышел сборник «Европейские правовые стандарты в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации».
Опираясь на постановления, информационные письма и другие акты высших российских судебных инстанций, суды общей юрисдикции и арбитражные суды постепенно начинают использовать Конвенцию и правовые стандарты Европейского Суда при вынесении решений по конкретным делам. Фактически это означает эффективность использования российскими компаниями Конвенции и прецедентного права Европейского Суда для защиты своих прав уже на стадии внутригосударственного судебного разбирательства.
Практика рассмотрения Европейским Судом жалоб юридических лиц на нарушение прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, богата и разнообразна. Она подтверждает безусловную эффективность подачи жалобы в эту наднациональную судебную инстанцию при условии правильного использования этого инструмента правовой защиты, который, очевидно, должен активно использоваться российскими компаниями для защиты своих прав и свобод.