Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ похищения человека и захвата заложника (стр. 3 из 5)

Статья 3

1. Государство-участник, на территории которого удерживается захваченный преступником заложник, принимает все меры, которые оно считает целесообразным для облегчения положения заложника, в частности обеспечения его освобождения и содействия, в соответствующем случае, его отъезду после освобождения.

Статья 4

Государства-участники сотрудничают в предотвращении преступлений, указанных в статье 1, в частности путем:

А) принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий к совершению этих преступлений в пределах или вне пределов их территорий, включая принятие мер для запрещения на их территории незаконной деятельности лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют или участвуют в совершении актов захвата заложников;

Б) обмена информацией о координации принятия административных и других соответствующих мер для предотвращения совершения таких преступлений.

Захват заложника – это такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований преступника[5]. Он может совершаться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным. Насильственный захват должен сопровождаться насилием, не опасным для жизни или здоровья, т.е. не выходить за рамки нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Разновидностью ненасильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего. Однако, не исключены случаи, когда удержание лица осуществляется и без его захвата (например, когда представитель власти добровольно становится заложником взамен захваченных).

Захват заложника – противоправное насильственное ограничение свободы хотя бы одного человека, совершенное открыто или тайно, затем, как правило, с открытым сообщением об этом, с выдвижением условий освобождения. Захват заложника, квалифицируемый по ч. 1 ст. 206 УК, сопровождается насилием, не опасным для жизни или здоровья, не повлекшим последствий, предусмотренных в ст. 115 УК.

Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствование лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (обычно содержание его в помещении, которое потерпевший не в состоянии самостоятельно покинуть).

Условием освобождения заложника является требование преступника, обращенное к государству, организации или гражданину, совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия (обеспечить выезд из страны, передать крупную сумму денег, как правило, в иностранной валюте; могут выдвигаться требования политического, имущественного, националистического, религиозного, криминального характера и т.д.). Требования предъявляются открыто, нередко субъект стремится специально придать их широкой огласке, чтобы вызвать политический резонанс. Это не влияет на квалификацию, однако учитывается при оценке общественной опасности содеянного и вынесении приговора судом.

Целью преступления является совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника. Именно специфичность цели
отличает предусмотренное анализируемой статьей преступление от
других преступлений, также связанных с незаконным лишением
человека свободы.

Оконченным преступление признаётся с момента фактического захвата заложника. При этом не важно, были выполнены условия лица, захватившего заложника, или нет[6].

Неудавшаяся попытка захватить заложника квалифицируется как покушение на преступление.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественная безопасность, а также личная свобода граждан. Дополнительным непосредственным объектом преступления может быть жизнь и здоровье, свобода человека (ст. 22 Конституции РФ).

Объективная сторона преступления выражается в действиях: а) захвате, б) удержании лица в качестве заложника.

Заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Субъективная сторона преступления – вина в виде прямого умысла: виновный осознает, что захватывает или удерживает человека в качестве заложника, и желает так действовать. Если действия, начатые как похищение человека (ст. 126 УК), перерастают в захват заложника (например, предъявление определенных требований работникам правоохранительных органов при блокировании ими преступника вместе с похищенным человеком с угрозой расправиться с похищенным в случае их невыполнения), то они квалифицируются по совокупности преступлений.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является специальная цель: принудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника.

Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, которое приняло участие в захвате заложника, либо в удержании его, будучи осведомленным о характере совершаемых им действий.

В ч. 2 ст. 206 УК предусмотрены обстоятельства, отягчающие вину.

Захват заложника с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, означает, виновный использует такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести, а также лёгкого вреда здоровью потерпевшего либо вообще не причинило вреда, однако в момент применения создавало реальную угрозу для жизни или здоровья потерпевшего[7].

Захватом в качестве заложника заведомо несовершеннолетнего будет считаться такой случай, когда виновному безусловно известно, что потерпевший не достиг 18-летнего возраста. Также и в случае захвата в качестве заложника женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, он должен осознавать это обстоятельство.

Захват заложника из корыстных побуждений, означает, что субъект стремится получить какую-либо материальную выгоду или избавиться от материальных затрат.

Захват заложника, совершенный по найму, фактически является разновидностью захвата из корыстных побуждений, в этом случае лицо совершает преступление за материальное вознаграждение по заказу третьих лиц. Т.е., в отличие от предыдущего случая, материальные требования не выдвигаются в качестве условия освобождения заложника.

Согласно ч. 3 ст. 206 УК, особо отягчающими обстоятельствами этого преступления является деяние:

- совершённое организованной группой;

- повлекшее по неосторожности смерть человека;

- повлекшее наступление иных тяжких последствий.

Для правильной квалификации преступления необходимо установить наличие причинной связи между захватом заложника и наступлением тяжких последствий. Особое внимание следует обратить на то, наступление последствий в виде смерти потерпевшего предусмотрено данной статьёй только в том случае, если эти последствия наступили в результате неосторожных действий виновного. Если же действия, повлекшие смерть потерпевшего были умышленными, то действия виновного квалифицируются по совокупности со ст. 105 УК РФ.

В примечании к ст. 206 УК предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности, если лицо добровольно или по требованию властей освободит заложника и в его действиях не содержится иного состава преступления. Если же при захвате заложника совершены действия, предусмотренные другими статьями УК (причинение вреда здоровью, незаконное ношение оружия, умышленное уничтожение чужого имущества, преступное нарушение правил, регулирующих изготовление, приобретение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем и т.д.), то освобождение заложника не освобождает от уголовной ответственности за эти действия. Данное примечание имеет очень важное значение, так как сохранение жизни и здоровья заложника и его освобождение является наиглавнейшей целью.

Захват заложника признается преступлением международного характера. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г.[8], определяет основные направления противодействия этому преступлению.

Эта Конвенция не применяется только в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного Государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого Государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого Государства.

Таким образом, захват заложника – это одно из самых тяжких преступлений против человека, которое признается таковым во всем мире. По объекту преступления захват заложника следует отграничивать от таких сходных преступлений, как похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ). Захват заложника чаще всего совершается из корыстных побуждений либо по найму, при этом лицо, захватившее человека, под условием освобождения заложника выдвигает требования органам власти либо гражданину. Преступление считается оконченным с момента фактического захвата либо удержания в качестве заложника. Лицо, добровольно либо по требованию органов власти освободившее заложника освобождается от уголовной ответственности.