Государственный Университет Управления
им. С. Орджоникидзе
Р е ф е р а т
на тему
История “покорения” природы человеком.
Выполнил:
Студент ИИСУ
группы ММ II-2
Алексеенко Д.А.
Руководитель: к.э.н., старший преподаватель Чеботарев О.В.
Москва, 1998
Содержание
I. Введение.................................................................................3
II. Исторический обзор “покорения” природы........................5
III. “Колонизация” Северной Америки.................................12
I. Введение.
Согласно общепринятой теории эволюции род Homo появился в начале четвертичного периода в нескольких разнообразных формах гоминид, возможно следовавших одна за другой, хотя, может быть, иногда сосуществовавших. Подобно своему предполагаемому предку - австралопитеку гоминиды были крупными хищниками, не чуждыми каннибализма, и, следовательно, в биоценозах занимали верхнюю экологическую нишу. К концу последнего оледенения все ветви этого рода вымерли, за исключением только одного вида - Homo sapiens, т.е. современного человека. Однако, последний распространился по всей суше планеты, затем, в исторический период, освоил поверхность гидросферы и произвел на Земле такие изменения, что ныне всю ландшафтную оболочку Земли справедливо называют антропогенной.
Конечно, за истекшие 17-20 тысячелетий климатические условия в разных районах менялись, но остается фактом, что вид Homo sapiens, в отличие от других видов позвоночных, не ограничился определенным ареалом, а сумел приспособиться к разнообразным природным условиям, что по праву ставит его на особое место в экологии позвоночных.
Адаптация шла по двум направлениям: 1) человек приспосабливался к новым природным условиям, менял свой способ хозяйства и, следовательно, вырабатывал новый стереотип поведения; 2) человек приспосабливал природу под себя, создавая вторичные, антропогенные геобиоценозы, согласно отработанному стереотипу поведения. Причем в естественных условиях оба процесса переплетались.
Первоначально человек больше воздействовал на фауну. В интересной статье М.И.Будыко показано, что в степях Евразии мамонта истребили палеолитические охотники на крупных травоядных1. Эскимосы расправились со стеллеровой коровой в Беринговом море; полинезийцы прикончили птицу моа в Новой Зеландии; арабы и персы путем постоянных охот вывели львов в Передней Азии; американские колонисты всего за полвека (1830-1880 гг.) перебили всех бизонов и голубей, а австралийские - несколько видов сумчатых. В XIX-XX веках истребление животных уже превратилось в бедствие, о котором пишут зоологи и зоогеографы столько, что нет необходимости подробно на нем останавливаться. Отметим, однако, что хищническое обращение человека имело место при всех исторических формациях и, следовательно, вряд ли может рассматриваться как результат особенностей социального прогресса.
Перенеся свои действия на флору, человек произвел ещё большие деформации природы. Оседлое скотоводство, при котором большое количество скота скапливается на относительно небольшом пространстве, ведет к обеднению фитоценоза. Особенно радикально действуют козы. Они весьма помогли древним римлянам и эллинам уничтожить в Средиземноморье лес из жестколистного дуба и сосны, который заменился вечнозеленым кустарником - маквисом. В Аттике этот процесс завершился уже в V в. до н.э. Помимо коз также “свирепствовали” овцы. В Монголии XIII-XIV вв. овцы “съели” тунгусов-охотников, живущих на южных склонах Саян, Хамар-Дабана и на севере Большого Хингана. Монгольские овцы съедали траву и выпивали в мелких источниках воду, служившую пищей и питьем для диких копытных. Число последних уменьшалось, а вместе с тем охотничьи племена лишались привычной пищи, слабели, попадали в зависимость к степнякам-скотоводам и исчезали с этнографической карты. Ещё примеры. Азорские острова превращены в голые утесы не испанскими феодалами, которые свирепствовали в Мексике и Нидерландах, а козами; последних же высадили там астурийцы и баски. В Англии XVIII в. (по Томасу Мору) “овцы съели людей”. А эксперименты с переселением кроликов в Австралию или тех же коз на Мадейру столь трагичны, что хорошо известны.
При Карле Великом 2/5 лесов Франции были уничтожены, а земли распаханы. Процесс воздействия французов на природу несколько замедлился после падения Каролингов, но с XI века возобновился и идет до сих пор. Интенсивное земледелие вызывает более или менее усиленную эрозию почв. Для сноса 20 см почвы, например, в Америке требуется: в лесу - 174000 лет, в прерии - 29000 лет, при правильном севообороте - 100 лет, при монокультуре кукурузы - 15 лет. Эрозия порождает обнажение коренных пород и пылевые бури, первая из которых в США 12 мая 1934 г. превратила поля и сады восточных штатов в пустыню. Даже тропические джунгли Бенгалии и Юкатана взросли на переотложенных почвах, заброшенных земледельцами. Опять видно, что при всех формациях человек деформирует природу. Очевидно, это ему свойственно.
II. Исторический обзор “покорения” природы.
Следует отметить, что говорить на тему преобразования природы человеком в исторический период можно бесконечно. Слишком много сделал человек за время своего существования с природой Земли. В этой главе рассмотрены факты почти глобального изменения ландшафта, флоры и фауны, произошедшие в исторический период деятельности человекав Китае, Средиземноморье, Латинской Америке и Австралии, приведшие, по существу, к экологическим и природным катастрофам.
Сначала - древний Китай. В III тыс. до н.э. территория Китая была мало похожа на то, что она представляет ныне: девственные леса и болота, питавшиеся реками, разливающимися в половодье, обширные озера, топкие солонцы и только на возвышенных плоскогорьях луга и степи. На востоке между низовьями рек в дельтовых равнинах тянулась цепь зыбких почв, а реки И и Хуай пропадали в заболоченной долине нижнего течения Янцзы.
“Буйная растительность одевала весь бассейн р.Вэйхэ; там поднимались величественные дубы, всюду виднелись группы кипарисов и сосен. В лесах кишели тигры, ирбисы, желтые леопарды, медведи, буйволы и кабаны; вечно выли шакалы и волки”.2 Но главными врагами людей здесь были реки. В сухое время года они сильно мелели, но стоило пройти дождям в горах, как они вздувались и выходили из берегов. Разлившись, они теряли скорость течения и откладывали наносы, причем в Хуанхэ во время паводка содержится до 46% или и песка. Примитивным земледельцам пришлось сооружать дамбы, чтобы спасти себя и свои поля от наводнений; и все же дамбы прорывались в среднем один раз в 2,5 года. Часть древних насельников Китая отступала от свирепых вод в горы и продолжала заниматься охотой - от них там и следа сейчас не осталось; другие - “сто черноголовых семейств”, пришедшие в Шаньси с запада, - бросились на борьбу с рекой - это были предки китайцев. Им пришлось отказаться от прежней дикой воли и привить себе дисциплину, жесткую организацию и принять деспотические формы правления, но зато побежденная природа щедро вознаградила их, предоставив возможность интенсивного размножения и средства для создания оригинальной культуры.
Первый легендарный этап борьбы с природой имел место около 2220 г. до н.э., когда мифический предок первой китайской династии Юй провел работы по регулированию русла Хуанхэ, после чего центральная часть северного Китая (Шаньси и часть Шэньси) превратилась в земледельческую страну. Река вела себя спокойно до 602 г. до н.э., т.е. в течении 16-ти веков. Исторически - это монолитная эпоха древнекитайской культуры, включающая 3 династии: Ся, Шан-Ин и Чжоу, при которых Китай представлял собой конфедерацию многочисленных княжеств. В течении всего этого периода созданный Юем искусственный ландшафт только поддерживался, но когда с 722 г. до н.э., наступила эпоха “Весны и Осени” (условное название эпохи, типа европейского “Средние века”), все пошло по иному. Начались тыжелейшие междоусобные войны, сопровождавшиеся истреблением населения в некоторых из них и набегами тибетских племен жунов. В результате плохого содержания дамб в 602 г. до н.э. произошло первое зарегистрированное изменение течения р. Хуанхэ, и с тех пор основная работа на реке до XVIII в. заключалась в поддержке дамб и заделке прорывов.
В IV в. до н.э. железо превратилось в настолько общедоступный товар (в Китае), что из него стали делать не только мечи, но и лопаты. Благодаря техническому усовершенствованию в III в. были созданы оросительные системы, из которых наиболее важной была система Вэйбэй, орошавшая 162 тыс. га полей в северном Шэньси. Благодаря этой ирригационной системе “провинция Шэньси стала плодоносной и не знающей неурожайных годов. Тогда Цинь Ши-хуанди3 сделался богатым и могущественным и смог подчинить своей власти прочих князей”.
Страна богатела, ибо к прежней житнице в Шэньси на берегах Хуанхэ прибавилась новая - на берегах рек Вэй и Цзин, но тут сказала своё слово природа. Вода для оросительной сети поступала из р. Цзин, которая была преграждена плотиной, однако река углубила своё русло и оставила водоприёмник на сухом месте. Пришлось прорыть новый канал и построить плотину выше по течению, и в последующие века это повторялось десять раз, что потребовало огромного вложения труда, и все-таки в XVII в. система Вэйбэй была фактически заброшена.
С эпохи объединения Китая императором Цинь Ши-хуанди до потери Китаем самостоятельности на территории между Хуанхэ и Янцзы возникли, сформировались и потеряли силу два больших этноса, условно именуемые северо-китайский и южно-китайский. Первый этнос активно изменял ландшафт - строил дамбы, вырывал оросительные каналы, вырубал леса, на месте сухих прерий и девственных лесов повсюду возникали пашни; второй также связан с изменением ландшафта - на месте джунглей южного Китая они активно устраивали рисовые поля. Но просуществовал самостоятельно северо-китайский этнос только до того момента, пока поддерживались оросительные системы Северного Китая. В XVII в. ирригация перестала существовать, и в том же веке маньчжуры покорили Китай.