Почвенный покров Приморского края и масштабы его деградации
1. Использование земельных ресурсов.
Приморский край входит в южно-таёжную лесную Амуро-Уссурийскую и лесостепную Амуро-Ханкайскую области и горную Южно-Сихотэ-Алинскую провинцию. Горы занимают около 72% территории края, а равнины, имеющие первостепенное значение для сельскохозяйственного производства, только 28% территории. Основные сельскохозяйственные угодья приурочены к равнинным и полого склоновым территориям.
Общий земельный фонд Приморского края составляет 16452,9 тыс. га. За сельскохозяйственными предприятиями закреплено 2810,4 тыс. га земельных угодий, что составляет 17% общего земельного фонда края. Обеспеченность пашней одного жителя края составляет 0,36 га, что в два раза ниже, чем по России. За колхозами с совхозами края закреплено 50% земельных угодий. Наиболее освоенными в сельскохозяйственном отношении являются Хорольский, Ханкайский, Михайловский районы (более 70% освоенности), затем Октябрьский (60%) и Черниговский(65%) районы.
Осушенные земли составляют 47,2 тыс. га почвенного покрова, орошаемые - 89,0 тыс. га, в том числе пахотными угодьями - 361,2 тыс. га. Потенциальные резервы увеличения сельскохозяйственных угодий в пределах существующей освоенной территории составляет 245 тыс. га, в том числе за счёт болот - 166,8, кустарников и редколесий - 78,6 тыс. га. Структура посевных площадей сложилась следующая: под зерновыми культурами занято 35% (в т.ч. 15% под рис), соей - 20%, картофелем - 6%, овощами - 2%, кормовыми культурами - 38%.
Состояние сельскохозяйственных угодий края неблагоприятное. Каменистые земли составляют 297,8 тыс. га, закустаренные - 181,2 тыс. га, закочкаренные - 57,8 тыс. га, заболоченные - 216,0 (в т.ч. 26,0 тыс. га пашни), переувлажнённые - 377,0 тыс. га (в т.ч. 151,2 тыс. га пашни), кислые - 983,4 тыс. га (в т.ч. 151,2 тыс. га пашни). Пахотные подверженные ветровой эрозии земли составляют 2,5 тыс. га, водно-ветровой эрозии - 14.2 тыс. га.
Сельскохозяйственные угодья Ханкайского природно-хозяйственного района (ПХР) от общей площади угодий края составляют 36%, Южно-Приморского - 20%, Среднеуссурийского - 19%, Центрально-Сихотэ-Алинского - 9% и Восточно-Сихотэ-Алинского - 8%. Около половины пашни (47%) сосредоточено в Ханкайском ПХР. На Среднеуссурийский и Южно-Приморский ПХР приходится по 18% пашни, Центрально-Сихотэ-Алинский и Верхнеуссурийский ПХР - 7 и 5% пашни соответственно. Аналогично распределяются сенокосы и пастбища. Наиболее освоены в сельскохозяйственном отношении Ханкайский, Среднерусский и Верхнеуссурийский ПХР, а также Октябрьский административный район Южно-Приморского ПХР.
_____________________________________________________________________
Примечания. Освоенность - отношение (%) сельскохозяйственных угодий к общей площади сельскохозяйственных территорий района. Залесенность и заболоченность даны в процентах от общей площади сельскохозяйственных землепользователей. Распаханность - процент пашни относительно площади сельскохозяйственных угодий.
2. Деградация почвенного покрова.
а.) Дегумификация, разрушение структуры почв и их переуплотнение.
Для поддержания в почве на высоком уровне биологических и физико-химических процессов необходимо, чтобы она в пахотном слое (для лёгкого и тяжёлого гранулометрического состава) имела 2,5-3,0% гумуса. В 1989 г. в среднем по краю 36,6% пашни имели содержание гумуса до 2,5%, что требовало внесения органических удобрений. За 1980-1989 годы количество таких почв возросло на 77 тыс. га. Наиболее низкое содержание гумуса имеют почвы Приханкайского и Южно-Приморского ПХР (3,1%), в которых доля пашни с критическим уровнем гумуса составляет 52,1%. Среди административных районов наименьшее среднее содержание гумуса в почве и большой процент почв с его критическим содержанием имеют почвы Октябрьского (соответственно 2,8 70,8%), Уссурийского (2,8 и 57,8%), Ханкайского (2,8 и 57,8%), и Красноармейского (3,2 и 52,7%) районов.
Между четырьмя циклами обследования (1964-1980 и 1980-1989 гг.) в почвах большинства ПХР произошло снижение содержания гумуса. Наиболее сильное снижение отмечено в Среднеуссурийском, минимальное - в Восточно-Сихотэ-Алинском и Южно-Приморском (восточная часть) ПХР. За последние годы в ряде административных районов (Чугуевский, Надеждинский, Партизанский) наблюдается тенденция к незначительному росту гумуса в почве. Насыщение сельского хозяйства мощными тракторами способствует значительной припашке нижнего обеднённого органическим веществом горизонта, в результате чего происходит увеличение пахотного слоя и «разбавление» содержания гумуса.
Большое значение на содержание гумуса оказывает общая система удобрений. Так на лугово-бурых почвах Приморья в 10-полном севообороте с двумя полями многолетних трав запасы гумуса в почве без применения минеральных удобрений сокращаются за 10 лет на 4,8% (468 кг/га в год). Значительные потери гумуса отмечаются при строительстве и реконструкции рисовых ферм, что с несовершенством технологии планировочных работ и, главное, полным отсутствием контроля. Выборочное обследование показало, что снижение содержания гумуса и интенсивная обработка почв приводят к разрушению структуры почвы, ухудшению её агрофизических свойств, интенсивному коркообразованию, что способствует последующему развитию эрозионно-дефляционных явлений.
Если разрушение агрегатов (дезагрегация) наблюдается преимущественно на пахотных землях, то переуплотнение почвы отмечается также на сенокосах и пастбищах. Уплотняющие деформации во время прохода тяжёлой техники приводят к увеличению плотности почвы на 0,5 г/куб. см и возрастанию её твёрдости в 1,5-8,4 раза. Наиболее широко эти процессы распространены на рисовых системах в период подготовки почв к посеву, а на осушаемых и других землях - во время уборочных работ, когда почва переувлажнена. Уплотнённость почв по угодьям выглядит следующим образом (тыс. га):
Уплотнённость | Пашня | Сенокосы | Пастбища |
Слабая | 13,0 | 17,4 | 33,5 |
Средняя | 9,9 | 9,9 | 0 |
Высокая | 226,5 | 53,1 | 148,3 |
Очень Высокая | 438,0 | 116,9 | 155,1 |
Наиболее неблагоприятная обстановка по дезагрегации и переуплотнению почв сложилась в Среднеуссурийском, Ханкайском и Южно-Приморском ПХР.
б.) Затопление паводковыми водами.
Наводнения приносят значительный ущерб сельскохозяйственному производству, нарушают его инфраструктуру. Ущерб складывается из потерь пашни и других сельскохозяйственных угодий за счёт смыва плодородного пахотного слоя и посевов. Например, в 1989 г. тайфун «Джуди» нанёс сельскому хозяйству края убыток в 158,6 млн. руб. Было затоплено 196 тыс. га сельскохозяйственных
угодий, из которых 163 тыс. га составляла пашня (более 20% от общей площади
по краю). Было смыто более 6,0 тыс. га немелиорированной и около 0,5 тыс. га осушенной пашни. Кроме того, не были учтены такие негативные последствия затопления, как заиление сенокосов, пастбищ и пашни, потеря плодородия из-за частичного смыва пахотного горизонта, подтопление незаливаемых территорий.
в.) Переувлажнение и дефициты влаги в почвах.
Тяжёлый механический состав почвогрунтовой толщи, интенсивные и затяжные осадки вызывают переувлажнение почв значительной части сельскохозяйственных районов. Соотношение площадей почв по переувлажнённости представлено ниже (тыс. га):
Переувлажнение | Сельхозугодья | Пашня |
Постоянное | 365,7 | - - - |
Длительное | 238,2 | 134,4 |
Временное | 449,9 | 390,1 |
Кратковременное | 189,9 | 147,3 |
Таким образом, 89% площади пашни и 77% всех угодий края переувлажняются, поэтому ведение сельскохозяйственного производства без осушительных мелиораций затруднено.
Отрицательно влияет на урожай и недостаток атмосферных осадков, что особенно проявляется весной и в первой половине лета. Дефицит влаги может превышать 80-90 мм за месяц. Недостаток влаги в почве наиболее отрицательно сказывается на урожае многолетних трав, зерновых культур, овощей и раннего картофеля. Поэтому одним из существенных методов мелиорации является орошение как осушаемых, так и неосушаемых земель.
При проектировании экологические проблемы отодвигаются на второй
план. Технические решения принимаются, как правило, стандартные, без тщательного анализа и необходимых расчётов (по аналогу). В разделе «Охрана природы» рекомендации некорректные, они не исходят из природных особенностей объекта мелиорации, не определяют технические решения, не предусматривают компенсационных мероприятий, составляются формально, без расчётов и необходимых согласований. В проектах отсутствуют рекомендации по собственно почвенным мелиорациям, направленным на достижение проектной урожайности и расширенное воспроизводство плодородия почв, закладываются устаревшие методы освоения земель.
На стадии строительства наблюдается недопустимое упрощение технологий производства работ с целью экономии средств. Это приводит к грубейшим отступлениям от проекта, снижению качества работ, плодородия почв и последующим сложностям в эксплуатации систем.
Переизвесткование, неравномерное внесение и складирование удобрений и мелиорантов непосредственно на поле приводит к возрастанию пестроты почв и значительному выносу элементов-биофилов с дренажными и поверхностными водами, эвтрофикации водоёмов. Загрязняются почвы и воды гербицидами при их ненормальном применении. Из-за отсутствия внутрихозяйственной эксплуатации каналы и полосы зарастают сорной растительностью и являются её рассадниками. Несоблюдение почвозащитных агротехнических мероприятий приводит к эрозийным явлениям, дефляции, что резко ухудшает общую экологическую обстановку.