В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект цветовосприятия, выражаемый в языке цветов. В нашей многонациональной стране, обладающей широчайшим диапазоном географических условий, осознание региональной специфики и внедрение методов ее учета в архитектурное пректирование особенно необходимо. В таком подходе к обоснованию цветовой стратегии остро нуждается градостроительство в экстремальных климатических условиях – на крайнем Севере, в Сибири и Средней Азии.
В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы – природные и социально-культурные. Для колористики наиболее существенными характеристиками природных условий являются: световой климат, состояние атмосферы, температуро-влажностный режим, многоцветие природного окружения,а также естественные строительные материалы. Под социально-культурными предпосылками подразумеваются: социально-экономические особенности местного населения, традиции и современные тенденции цветовой культуры региона. Например, скупые краски монгольского пейзажа заставляют жителей этой страны создавать свой искусственный цветовой мир: замысловатый ,полный глубокого смысла орнамент и яркие цвета в архитектуре храмов. Северные народы, живущие в богатой гамме серо-голубых тонов хроматизируют ее.
Каждая культура имеет свою систему цветовых символов, свой язык цвета, по-своему выражающий содержание произведений архитектуры и других искусств. Символический характер носила полихромия в архитектуре древних времен – Египта, Вавилона, Индии, Китая. В архитектуре азиатских стран символизм цвета доминировал и в дальнейшем. У мусульманских же народов контрастные цветовые палитры трактуются как неразрывные части единого целого. Главное, чем западная христианская цветовая символика отличалась от восточной – оппозиционность значений цвета.
Надо отдать должное церкви: она давно оценила значение управления средой, являясь неиссякаемым источником информации – формы, цвета, семантика интерьеров и экстерьеров. Яркие цветовые акценты размещались обычно в основных декоративно-пластических узлах: на ставнях окон, под фасадом крыши, на колоннах, куполах. Обилие внешней и внутренней позолоты православных храмов создает представление трансцедентальности, объединяющей пространство и время. Другой способ цветовой отделки, своего рода прототип первого, предполагал интенсивный цветовой фон. Как правило, красно-коричневый кирпич контрастировал с белокаменными резными деталями. Стремление русских к многоцветию выражалось в применении насыщенной окраски стен в голубой, зелено-голубой, оранжевые цвета в сочетании с белой колоннадой, лепными украшениями и обильной позолотой деталей. Виртуозная декоративность форм содействовала созданию большого разнообразия визуального поля и, безусловно, создавала комфортную среду.
Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады.
Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и неоднозначной. Воздействие цвета на человека проявляется -при уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет может изменить физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую сферу личности.
Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.
Процесс восприятия в значительной мере коррелирован с многоуровневыми функциями цвета в архитектуре. В зависимости от избирательной установки личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:
- ориентировочным. Цветоформа выделяется из окружения. Происходит распознавание с помощью цвета. В этот случае он рассматривается как естественная окраска предмета;
- регламентирующим. Цвет может накладывать определенные ограничения на поведение, диктовать предпочтения. Тогда он является носителем определенной социальной функции;
- художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим осмыслить его как символ, метафору. Здесь можно говорить о знаково-символической функции света. Так, например, в древнерусской традиции белый цвет считался символом чистоты и веры, красный — красоты и радости, черный означал траур.
В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда потеряла разноцветие – важнейший элемент полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно, хотя и не всегда осознанно, воздействует на человека.
Целью дипломной работы является изучение особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных архитектурных ансамблей.
В данной дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Определение коэффициента агрессивности при предъявлении стандартных тестов и сопоставление данного коэффицента с уже известными значениями, полученными Филиным В.А.;
2. Определение психофизиологического состояния испытуемых, на основе психофизиологических особенностей цвета по методике Люшера;
3. Определение коэффициента агрессивности современных архитектурных зданий и на основе этого выявление влияния архитектурных форм зданий урбанизированного пространства на психофизиологический комфорт человека;
4. Определение изменений коэффициента агрессивности при окрашивании данных зданий;
5. Оценка влияния формы национальных архитектурных ансамблей на психофизиологический комфорт человека;
6. Оценка изменений влияния национальных архитектурных ансамблей на психофизиологический комфорт человека при их окрашивании;
7. Стабилографическая оценка агрессивности статических и динамических визуальных агрессивных и гомогенных урбанизированных полей;
8. Нервно-соматическая оценка влияния статических и динамических визуальных агрессивных и гомогенных урбанизированных полей.
2.2. Материалы и методы исследования.
Для изучения особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств была использована методика определения воздействия агрессивных, гомогенных и комфортных полей на психофизиологический комфорт, разработанная Филиным В.А. Он предложил предъявлять испытуемым одновременно несколько тестов, по которым предлагалось ответить на вопрос: Нравится ли вам данная картинка? А затем поставить оценку привлекательности каждому тесту по пятибальной шкале.
Для повышения точности оценок предлагаемых тестов необходимо было подобрать испытуемых с нормальными психофизиологическими характеристиками. Для этой цели была использована методика «восьмицветового теста Люшера », разработанная М. Люшером.
Люшер М. предложил разложить перед испытуемым восемь цветных карточек на одинаковом расстоянии друг от друга. Испытуемому предлагается проранжировать цвета в порядке предпочтения, при этом ориентироваться на цвет как таковой, не связывая его с какими-либо вещами. Это необходимо для того, чтобы сигнальное значение определенного цвета совпадало с возможностями и ведущей установкой его организма, т.е. именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный.
Данный тест основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого.
Для стабилографической оценки агрессивности статических и динамических визуальных урбанизированных полей по была разработана методика, которая заключалась в исследовании устойчивости человека в процессе поддержания им вертикальной позы, до и после просмотра видеокассеты с агрессивным или гомогенным полем.
А также для оценки агрессивности статических и динамических полей была использована методика определения влияния данных полей на сомато-вегетативную систему, заключающаяся в исследовании сомато-вегетативных показателей (внимание ) до и после просмотра видеокассеты с агрессивным или гомогенным полями.
В данной работе мы определяли зрительное восприятие каждого отдельно взятого человека с целью подбора испытуемых для оценки тестов, используемых в дальнейших экспериментах данной дипломной работы, а также дла того, чтобы стандартные карты-тесты послужили ориентиром для оценки более сложных архитектурных форм. Для проведения эксперимента была использована методика выявления степени агрессивности визуальной среды, разработанная Филиным В.А.