Получаемую информацию заносили в базу данных, при этом в любой момент времени возможно выведение любых промежуточных результатов и параметров на экран монитора.
В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента выяснилось, что после просмотра видеозаписи с статическими полями наблюдался большой разброс отклонений положения тела от вертикальной оси.
Серия №2.
Проба до просмотра видео записи проводилась таким же образом как и в первый раз. Затем испытуемый просматривал видеозапись с динамической агрессивной визуальной средой проводились измерения в той же позе Ромберга в течении 30 секунд. Далее компьютер обрабатывал поступивший сигнал и выдавал информацию в виде стабилограммы и ее параметров.
В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента выяснилось, что после просмотра видеозаписи с динамическими полями наблюдался еще больший разброс отклонений положения тела от вертикальной оси. Данные наблюдения свидетельствуют о том, что динамические и статические поля оказывают неблагопрятное воздействие на вестибулярный аппарат).
Для того, чтобы оценить, насколько удобна, красива, едина среда, в которой мы живём, необходимо обратиться к мнению горожан, узнать их взгляды национальной, создаваемой веками архитектуру и взгляды на новые современные здания, на организацию зон отдыха, на планирование пешеходных улиц и транспортных магистралей. Помочь в этом могут психофизиологические методы, учитывающие особенности человеческого восприятия, памяти, эмоций.
Данные экспериментов показывают, что на сегодняшний день визуальную среду города нельзя назвать комфортной. Наши города заполонены большим количеством гомогенных и агрессивных полей, а также для них характерно наличие темно-серых цветов.
Гомогенные поля, характеризующиеся небольшим количеством элементов либо их отсутствием, "заставляют" работать наши глаза в неэкономном режиме (увеличивается количество и амплитуда саккад), что в свою очередь приводит к эмоциональному дискомфорту человека.
Агрессивные поля также пагубно влияют на психофизиологическое состояние человека. Для них характерно большое число одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некой поверхности. Длительное пребывание в агрессивной визуальной среде сначала создает ощущение дискомфорта, а в последствии может привести к психическим расстройствам.
Колористика большинства городов также не отличается разнообразием, чаще - два- три цвета. При этом в городской среде -изобилие больших плоскостей и статичных объектов. Все это привело к резкому отличию городской визуальной среды от естественной, в которой человек сформировался как биологический вид. Данная проблема наиболее актуальна в мегаполисах.
Данные эксперимента свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека.
К числу факторов, постоянно меняющих визуальную среду человека, следует отнести и работу новой осветительной техники: ламп дневного света, импульсных ламп, лазерных источников.
Существенным образом изменило визуальную среду современного человека массовое внедрение в его жизнь транспортных средств разного назначения. Водитель автомобиля получает дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрит на перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья, солбы, дома, несущиеся навстречу автомобили, сигнальные огни. Данные проведенного нами эксперимента свидетельствуют о том, что динамические поля производят сильное воздействие на вестибулярный аппарат человека. Аналогичную картину видит человек, находящийся в качестве пассажира в автобусе, троллейбусе.
Помимо этого неблагоприятное визуальное воздействие на человека оказывают находящиеся в каждой квартире телевизоры, и массовое внедрение в повседневную жизнь компьютеров. Так как они оказывают значительное негативное воздействие на зрительную систему человека.
Комфортные видимые среды, для которых характерно большое разнообразие элементов в окружающем пространстве, положительно влияют на психофизиологическое состояние человека, так как в таких средах все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Из проведенных экспериментов видно, что здания старинной национальной архитектуры и их цветовая гамма являются одним из ярких примеров, комфортного воздействия на человека.
Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в жизнь человека. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась видимая среда человека, ее цветовая гамма, структура окружающего прстранства. Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов - все это имеет очень важное значение для жизнедеятельности человека, в частности для его зрения. И если к естественной природной среде глаза человека эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в городской среде он оказался сравнительно недавно, по существу только в XX веке. Естественно за это время не смогли перестроится основные механизмы зрительного восприятия. А ведь постоянное видимое поле, его насыщенность зрительными элементами оказывают воздействие на состояние человека, действуют так же, как любой другой экологический фактор.
Информативность зрительного восприятия зависит как от физических факторов внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого поля), так и от психофизиологических факторов эволюционно и экологически обусловленных (таких как механизм саккад).
Глаз наиболее чувствителен к измененным и насыщенным, а не к монотонным изображениям, которые не несут никакой информации. Поиск информативных визуальных изображений связан с физиологией глаз: сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад.
При монотонности или гомогенности окружающей среды исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в ЦНС, дискомфорту и агрессивности. К сожалению многие современные архитекторы, дизайнеры, колористы и производители текстильной промышленности не учитывают особенности зрительного восприятия.
Архитектура - это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина.
Большой задачей Службы видеоэкологии г. Москвы является разработка карты визуального "загрязнения" города. Такая карта позволит представить масштабы бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Это весьма трудоемкая задача, особенно в крупных городах с миллионым населением.
Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по допустимым нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.
Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды.
Список используемой литературы:
1. Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазожвигательного аппарата. Автореферат дис. д-ра биол. наук М: 1987г. 44 с.
2. Глезер В.Д. К характеристике глаза как следящей системы // Физиологический журнал .1959г. Т 15 № 2 с 271-279.
3. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М: Наука, 1963. 166 с.
4. Архитектура и бионика (под ред. Лебедева Ю.С. ) М: Строииздат,1990г. 269 с.
5. Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее // сборник тезисов и докладов распубликанской научной конференции (ноябрь, 1993) Новосибирск: «Пасман и Шувалов», 1993. 225с.
6. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. М: Прогресс 1988, 380 с.
7. Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды. //Колоритика города (Материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1. С. 175-181.
8. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. (перевод с англ. ) М: Прогресс, 1990. 304с.
9. Грегори Р. Глаз и мозг (перевод с англ.) М: Прогресс. 1970. 272 с.
10. Линч К. Образ города (перевод с англ.) М: Стройиздат, 1982, 328 с.
11. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М: 1994. 192 с.
12. Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии. М: ВНИИТАГ,1990. С.119-123.
13. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор. // Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1. С 55-60.
14. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. М: Наука, 1990.
15. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М: МЦВ,1995. 52 с.
16. Яргина З.Н. Эстетика города. М: Стройиздат, 1991. 366 с.
17. Филин В.А. Видеоэкология. М: ТАСС-Реклама, 1997. 317 с.
18. Архитектура и природа (под ред. Н.Филипповского ) М: Знание, 1987. С 10-11.
19. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Реальность и утопии. М: РААСН, 1996.
20. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды. М: 1985. 336 с.