Смекни!
smekni.com

Природные катастрофы (стр. 4 из 10)

БУРИ И СМЕРЧИ

Смерчи, сильные атмосферные вихри, — очень грозное явление природы. Действия смерча подобны работе гигантско­го воздушного насоса. Вихревые потоки воздуха поднимаются со скоростью 80-100 километров в час и увлекают («всасывают») все, что попадется на пути — камни, деревья, постройки, воду, животных, людей.

Под 1460 годом почти во всех летописях отмечена необы­чайная буря в Москве. В них отмечается, что сначала с юга к востоку над Москвой шли облака, где они соединялись и соби­рали, «как в мех», «воды морские». Затем грозная и «вельми великая» туча начала «шествие свое от востока к западу». Уда­рила молния, и дождь пролился «на град Москву, на многие села и места далече от града». Над землей проносились вихри, ветром необычайной силы снесено много хором и церквей, разломало многие дома и многие «твердо укрепленные человеческие здания расшибали».

Бурей поломало множество деревьев, у «иных верха слома­ло, других до половины, иных до трети и по самый корень». Многие древние «великие дубы» вырвало из земли с корнями. А в летние дни 1904 года над Москвой пронесся смерч, который наделал тогда много бед. Перед возникновением этого смерча в природе установилась какая-то гнетущая обстановка: было тепло и очень душно. А 29 июля к городу, наплывая с юго-востока, начали медленно приближаться свинцово-тяжелые тучи. Они неслись под грохот грома и вырывали с корнем мно­голетние деревья, выворачивали громадные камни, срывали, словно это были листы и былинки, железные крыши с домов, тяжеловесные вывески, превращали в щепки телеграфные и телефонные столбы и разрушали целые здания

Вдруг из тучи к земле спустился четко обрисованный хо­бот — гигантская воронка, внешне похожая на столб дыма, поднимающийся с пожарища. Одна из пожарных команд (ле­фортовская) ринулась к месту предполагаемого пожара, но здесь произошло нечто невообразимое. Разъяренный смерч будто только этого и ждал. Невидимая сила коршуном налетела на пожарных, закрутила, завертела повозки, подхватила их и под­няла вместе с лошадьми в небо, разрушая на лету бочки. Рядом проносились по воздуху, как на гигантской карусели, люди, коровы, заборы, крыши домов, полицейские будки...

Выходивший тогда журнал «Нива» отмечал, что «особен­но подверглись разрушениям местности Лефортово, Соколь­ники, Басманная и Яузская часть. В Лефортове разрушена масса зданий, поранены и убиты люди и скот... Обширная Аннегофская роща вся уничтожена и раскидана щепами по окрестностям, а в ней были отдельные деревья до одного метра толщиной».

После этого ужасного смерча остался 40-километровый след разрушений в полосе шириной от десяти до семисот метров.

Не обошлось и без курьезных случаев. Так, например, на Немецком рынке смерч подхватил стоявшего на посту городо­вого и поднял его в воздух. Взмыв в полной форме высоко вверх, городовой истошно кричал и звал на помощь. Вскоре он был сброшен на землю голый, но живой. Впоследствии городо­вой рассказывал, что в «полете» его пребольно исколотило гра­дом.

У железнодорожного переезда смерч сыграл злую шутку со стрелочником. Пропустив поезд, стрелочник зашел в будку и сразу же почувствовал, как она сорвалась с места, поднялась в воздух и понеслась в сторону. Пролетев несколько десятков метров, будка упала на мостовую и раскололась. Стрелочник остался жив, но сильно испугался...

А одну маленькую девочку перенесло вихрем через весь город. Она опустилась где-то на окраине Москвы жива и здоро­ва, и даже без единой царапины.

По словам очевидцев, там, где смерч пересекал Москву-реку, в ней полностью обнажилось дно — воду всосала воронка.

Однако это был еще не самый мощный смерч в нашей стране. Относительно недавно, 9 июня 1984 года, в районе горо­да Иванова появилось такое же свинцовое облако с хоботом. Он извивался и раскачивался на ходу. Смерч гудел, подобно реак­тивному самолету, часто гудение переходило в свист. В недрах воронкообразной колонны раздавались глухие взрывы. Все, что было внутри воздушного водоворота, как бы кипело и даже светилось.

Около главного хобота периодически возникало по несколь­ко «дочерних» воронок. Именно они и становились главными источниками разрушений. А ущерб был нанесен колоссальный. По ходу движения смерча образовалась зона сплошного разру­шения. В воздух взлетали крыши домов и даже целиком неболь­шие домики. Выворачивались с корнями деревья, рушились линии электропередачи, в воздух поднимались автобусы, ма­шины, троллейбусы, переворачивались железнодорожные ва­гоны. С водонапорной башни сорвало 50-тонный бак и пере­бросило его на целых двенадцать метров.

Смерч прошел через всю Ивановскую, Тверскую, Костром­скую, Ярославскую и Московскую области. Он сопровождался сильным градом, некоторые градины весили до килограмма, а диаметр их достигал пятнадцати сантиметров. Слой выпавшего града в некоторых местах превышал три сантиметра.

Немало терпят бедствий от смерчей и жители Европы (здесь смерчи называют тромбами). В 1930 году в Рейнских горах (Гер­мания) из грозовой тучи упали на землю пять человеческих тел, покрытых толстой коркой льда. Сначала предположили, что это были планеристы, которых затащило в верхние слои атмос­феры воздушным потоком. Но предположение это впослед­ствии не нашло подтверждения, да и планеры так и не были найдены. Потом выяснилось, что людей погубил смерч, воз­никший в горах и превративший саркофаги своих жертв в свое­образные «суперградины».

Другой смерч, тоже случившийся на территории Герма­нии, вошел в историю страны как самый убийственный за по­следние столетия. В начале мая 1952 года в районе города Геттингена стояла необычайная для этих мест изнурительная жара. Потом неожиданно набежали тучи, и разразилась сильная гро­за. Вот тогда-то и возник этот страшный тромб.

Направившись в сторону горного массива Гарц, он, словно гигантский воздушный «нож», прочертил на земле две борозды длиной тринадцать и шестнадцать километров.

На своем пути смерч повалил 56 тысяч деревьев и разрушил много зданий. Скорость вращения вихря достигала 200 кило­метров в час. Могучая сила ломала столетние деревья, словно это были обыкновенные спички. Вобрав в себя пыль, песок, камни, обломки деревьев и зданий, он всю эту массу раскидал на своем пути. Район, где прошелся этот разрушительный тромб, долгое время имел вид полупустыни.

НАВОДНЕНИЯ

Наводнения, то есть временные затопления низменных территорий речных долин, вызываются большими муссонными дождями, циклонами, ураганами и другими метеорологическими причинами. Значительный вред, которой, наводнения наносят человечеству, в значительной мере поясняется тем, что их ныне еще тяжело прогнозировать. Для борьбы с наводнениями строят дамбы, плотины, регулирующие бассейны (водохранилища), выполняют взрывные работы для разрушения ледовых заторов на речках и т.п.. Разрушительное действие наводнений может быть усилена непродуманным сведением лесов в бассейнах речек (в особенности в горных местностях). Так, большого вреда народному хозяйству Украины было причинено наводнениями на г. Днестр и других реках западной, прикарпатской ее части в конце 60-х лет. В значительной мере они были обусловлены вырубыванием карпатских лесов, которые сыграют водорегулирующую роль в этом районе. Пришлось

затратить много средства и усилий для восстановления сведенных лесов.

ПО ВОЛЕ ВОЛН...

Некоторые землетрясения сопровождаются столь разруши­тельными волнами, что порой они опустошают целые побере­жья и приносят больше разрушений, чем сами землетрясения. Эти губительные волны сейчас называют общеупотребитель­ным термином «цунами», который происходит от японского слова, обозначающего «большая волна, заливающая бухту». О цунами и их страшной разрушительной силе много говорят и пишут, но сухопутным жителям представить эти крутолобые, увенчанные пенистыми гребнями волны в реальности довольно трудно.

Волны цунами так длинны, что как волны они порой и не воспринимаются: длина их составляет от 150 до 300 километров. В открытом океане цунами не очень заметны, так как их высота (то есть вертикальное расстояние от гребня до впадины) со­ставляет всего несколько десятков сантиметров. Максималь­но — несколько метров. Но добежав до мелководного шельфа, волна вздымается и вскоре становится похожей на движущуюся стену. Входя в мелководные заливы, она становится еще выше, замедляет ход и, подобно гигантскому валу, накатывается на сушу.

О цунами говорится еще в библейской книге «Исход»: «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше; и воды же им были стеною по правую и по левую сторону». Современные исследователи Библии считают, что израильтяне пересекали «посуху» не Красное море, а «Море тростников» — пресновод­ную лагуну к востоку от дельты Нила.

Одним из первых описал цунами неутомимый исследова­тель Камчатки С.П.Крашенинников. В октябре 1775 года он наблюдал землетрясение на острове Шумшу и записал в своем дневнике: «На первом Курильском острове, Сумчшу называе­мом, трясение земли было следующим образом. Октября 6 дня, в третьем часу полуночи сперва земля так жестоко тряслася, что от него многие балаганы попадали, и людям стоять невоз­можно было, и продолжалось это четверть часа... А когда пере­стало трясение, то воды вокруг с моря с великим шумом сажени на три прибыло, которая опять тотчас в море далеко ушла. По сбежании воды в другой раз земля тряслася, только очень лег­ко, а после опять вода с моря до того же места опять пришла, где в первый раз была».